Миссия и ценности для любой компании могут быть или схожими или кардинально разными, но обязательно должны присутствовать, считает Григорий Пахомов, консультант по стратегическому развитию КПК Капитал Регионов.
Миссия всегда вытекает из того, что было основной целью при создании этой компании, какие интересы и желания было необходимо удовлетворить. Каждая компания должна нести что-то в этот мир. Часто бизнесмены понимают для чего была создана компания, но чётко сформировать миссию не могут. Это важный шаг, который предстоит пройти каждому. Если Вы принимаете на работу сотрудника, то чётко проговариваете ему миссию компании и его миссию в ней. От общего к частному, каждый сотрудник трудится на благо компании. Это своего рода симбиоз, сотрудник зарабатывает и себе и компании, выигрывают оба. Если Вы понимаете миссию компании и способны донести её сотрудникам и клиентам, то ценности компании выплывают на поверхность сами собой. Ценность — это то, что позволяет и направляет действия для достижения миссии. Ценности есть гласные и негласные. О гласных знает каждый сотрудник и он обязан их придерживаться, негласные же очень сильно мотивируют при различных моментах спорных ситуаций. Например, если сотрудник компании опаздывает регулярно без уважительной причины, то он проявляет неуважение к работе и коллективу. Из этого может вытекать ценность «Уважение» или «Не опаздывать» или «Если ты пришёл на работу позже других, то и уходить должен соответственно».
В нашей компании есть чёткая миссия и чёткие ценности, которые все соблюдают!
Как миссия и ценности влияют на вашу компанию
Исключительно положительно. Если сотрудник понимает куда движется компания и какими ценностями руководствуется, то ему проще выстроить модель общения в коллективе и с клиентами. Ценности могут выступать своего рода постулатами адаптации, только не по приходу в компанию, а на всём этапе работы сотрудника. Миссия это то, что должно быть всегда в приоритете. Если компания меняет свою деятельность или начинает заниматься другими направлениями, то и миссия должна быть изменена. Ценности компании во многом отражаются и на клиентах, через призму сотрудника. Общий формат и подход чётко позволяет клиентам чувствовать проактивный настрой сотрудника и желание удовлетворить потребность клиента.
Как мы пришли к формированию ценностей
Когда мы открывали компанию, то миссия и ценности не были чётко сформулированы и работы велась хоть и структурно, но не по тем направлениям и приоритетам. После был приглашён сторонний консультант, который сразу обратил на это внимание и помог сформировать миссию и ценности, которыми мы пользуемся по сей день.
Ценность не может исходить только от руководства, это задача каждого работника и его прямая инициатива.
В нашей компании если работник считает, что данная ценность может улучшить качество работы компании, то он может в любой момент предложить её на рассмотрение руководства. Мы считаем так. Если ценность явная и все руководители с ней согласны, то мы её примем и внедрим бесспорно. Если же ценность спорная, то мы даём сотруднику период, в течении которого он должен показать, что ценность работает. Если смог, ценность принимается, в противном случае принята не будет и сам сотрудник в этом убедится. Так же это помогает воспитывать в сотрудниках лидерские качества.
Основатель компании всегда главный владелец и проводник для определения миссии и ценностей. Ведь только он знает для чего создалась компания и какие ценности он предполагал, будут помогать достигать результата.
Как проверить, что сотрудники разделяют миссию и ценности и что делать, если не разделяют
Мы озвучиваем миссию и ценности ещё на собеседовании. Если сотрудник уже там проявляет спорные моменты, то и в коллективе он не изменится. Каждый человек звезда, только вот надо понимать в чём. Если кандидат не согласен, значит это не наша звезда. В коллективе же, уже по результатам работы, общения и отзывов можно понять, разделяет сотрудник ценности или нет. Если нет, то или он нам не подходит и стоит прощаться друг с другом или выделить ему период в течении которого он должен доказать, что именно его ценности работают лучше.
Советы тем, кто еще не сформулировал ценности в своей компании
Сформировать. Основатели всегда знают зачем они начали всё это делать. Ценность всего лишь основной механизм, с помощью которого необходимо достигать результата. Чётко сформированные понимания миссии и ценностей позволят компании выйти на новый уровень.