Сергей Будник, CEO первого онлайн-гипермаркета стоковых товаров Least Sale, рассказал BS о том, как ценности помогают принимать решения и объясняют, зачем развиваться и делать больше, чем делали до этого. И что делать, если сотрудники не разделяют миссию и ценности компании.

Как мы поняли, что нашей компании нужна миссия и ценности?

На второй год существования Least Sale, несмотря на знание сотрудников о глобальных и финансовых целях, мы столкнулись с отсутствием у команды четкого понимания о том, куда мы идем, зачем мы все это делаем и, главное, почему каждый месяц мы ставим всё большие цели.

Нам было необходимо объяснить каждому человеку в команде:

  • Куда мы движемся и зачем постоянно увеличивать план и расти;
  • Как каждый сотрудник влияет на процесс;
  • Какими инструментами пользоваться при принятии тех или иных решений и как их принимать самостоятельно.

Для достижения этой цели мы решили сформулировать миссию и ценности нашей компании, которые будут откликаться каждому сотруднику. Так, совместно с приглашенными экспертами мы разработали специальную двухдневную программу, собрали руководителей всех подразделений и организовали выездную стратсессию, в ходе которой выполняли различные задания, разбирали наши кейсы и кейсы других компаний, спорили, аргументировали, договаривались и принимали командные решения. В результате мы сформулировали миссию и 13 ценностей Least.

Почему мы выбрали командный подход для определения миссии и ценностей?

Большинство сотрудников нашей команды разделяют то, что мы сделали, ведь каждый человек приложил к этому усилия и внес свой вклад. Мы признавали то или иное высказывание только тогда, когда мы полностью смогли договориться и объяснить друг другу, почему решение верное.

Если спускать миссию и ценности компании сверху вниз, то велика вероятность, что они не найдут нужного отклика и не будут применяться в работе.

В чем нам помогли миссия и ценности?

Кейс 1. “Клиент превыше всего”

Ценности компании показывают порядок действий при возникновении любой ситуации.

Не всегда бывает понятно, как просчитать риски и принять решение в той или иной ситуации. Особенно, когда дело касается клиента, который обратился к нам с проблемой, в которой мы не виноваты. Поэтому мы сформулировали ценность “клиент превыше всего”, которая показывает нашу готовность идти навстречу покупателю, даже если юридически мы правы. Для нашего бизнеса это большой шаг вперед, поскольку мы знаем, что наша аудитория покупает больше, чем один раз, и нам важно сохранить клиента и его лояльность на будущее. Ценность “клиент превыше всего” помогает сотруднику понять, почему мы поступаем именно таким образом.

Кейс 2. “Мы считаем всё, чем управляем”

Ценности компании помогают принимать командные решения.

Мы сформулировали ценность “мы считаем все, чем управляем”, чтобы в ходе брейнштормов или споров, мы могли пользоваться каким-то правилом. Благодаря этому, мы не принимаем решения без подтверждения цифрами. Это экономит время, упрощает сам процесс принятия решений, делает их более качественными, а также позволяет лучше работать совместно.

Кейс 3. Нефинансовая мотивация

Миссия и ценности помогают объяснить, зачем развиваться и делать больше, чем мы делали до этого.

Для сотрудника важнее то, что компания делает что-то ценное для большого количества людей, чем то, что компания заработала энное количество денег. Это нефинансовая мотивация, которая заряжает намного больше. Поэтому, скорее всего, продуктивность людей, которые хотят расти и двигаться вместе с компанией, возрастет.

Что делать, если ваши сотрудники не разделяют миссию и ценности?

  • Если сотрудник не верит в миссию компании, это не критичный момент, поскольку миссия – это что-то практически недостижимое. Возможно, человек выполняет свою работу, потому что у него есть другая мотивация и он любит то, что делает.
  • Если сотрудник не разделяет ценности компании, то это, скорее всего, приведет к конфликтам и уходу человека из команды. Сотруднику будет дискомфортно работать в условиях, когда каждый раз приходится действовать вразрез собственным принципам. Для того, чтобы минимизировать риск возникновения подобной проблемы, необходимо объяснить сотруднику смысл и важность каждой ценности, а также обязательно проговаривать их при найме новых специалистов.