Продолжаем цикл статей о миссии и ценностях компании. Игорь Афонин, руководитель юридической компании “Афонин и партнеры”, рассказывает, зачем нужна миссия и ценности, почему не нужно удерживать сотрудников, которые их не разделяют, и что миссия есть у каждой компании, даже если она и не сформулирована явно.

Миссия моей компании – сделать так, чтобы в России никто не сидел в долговой яме. А ценности у нас – доверие, развитие, уважение. Это сформулированные ценности, с которыми мы знакомим каждого нового сотрудника. Ещё у нас есть сформулированные принципы, хотя это, скорее, принципы управления. Например: вышестоящий руководитель не может ставить задачи сотруднику без ведома его непосредственного руководителя.

Миссия помогает сотрудникам понимать, зачем мы всё делаем. И, соответственно, всем понятно, что делать, куда мы идём и зачем. А ценности влияют на то, КАК мы это делаем и как между собой общаемся. Например, если в компании заведётся человек, который будет систематически проявлять неуважение к коллегам, мы его точно уволим.

Ценности, которые я внедрил в своей компании, это мои жизненные ценности, они сформировались у меня достаточно давно. Я пытаюсь внедрять их везде – и в работе, и в семье. Я к ним пришёл постепенно, вся моя жизнь была предпосылкой к этому, я жил, учился, что-то читал. Например, на меня и мои ценности точно повлияла книга Эриха Фромма “Искусство любить”, там очень чётко прописано про любовь, как и из чего она складывается, про уважение.

Проверить, разделяют ли сотрудники миссию и ценности, можно по их действиям. Приведу пример. Моя компания занимается банкротством физических лиц, мы законно освобождаем людей от долгов. Если есть риск неосвобождения от долгов, мы сразу говорим об этом клиенту. Если он всё равно хочет заключить с нами договор, мы подписываем соглашение о том, что есть вероятность неосвобождения.

В одной из наших бесед руководитель юридического отдела сказал: без разницы, есть у нас такое соглашение или нет, мы за человека будем биться до конца, освобождать его от долгов. Здесь сразу видно, что сотрудник разделяет миссию и ценности компании, а наша миссия – освободить этого человека от долгов.

Другой бы на его месте, может быть, сказал: “да пофиг, сделаем на тяп-ляп, деньги же он нам уже заплатил, а соглашение о том, что деньги возвращать не будем, есть”. Тогда понятно, что этот человек нашу миссию и ценности не разделяет.

Нет смысла работать с сотрудниками, которые не разделяют ваши ценности. А зачем? Пусть лучше они найдут свою компанию, в которой они смогут работать и разделять её ценности. Там они и работать будут эффективнее, и реализуют себя лучше. Незачем удерживать таких людей.

Тем, кто ещё не сформулировал миссию и ценности в своей компании, я бы дал совет не запариваться. У вас же миссия и ценности всё равно есть. Даже если они не сформулированы, они есть. Вы их так или иначе транслируете, и их все понимают, мы ведь стадные животные и все эти сигналы очень легко считываем. Поэтому, несмотря на то, сформулировали вы миссию и ценности или нет, они всё равно есть, и люди их придерживаются.

Если хотите всё-таки сформулировать миссию и цель, можно над этим задуматься и проработать их. Помните, что миссия отвечает на вопросы, зачем ваша компания нужна и почему вы имеете право заниматься тем, чем вы занимаетесь.