Сергей Дегтярев, совладелец федеральной event-сети Fort Family, основатель холдинга Catalyst, управляющей компании по развитию франчайзинговых сетей, рассказывает, как его бизнес переживает кризисные времена.

Наша отрасль с начала режима самоизоляции оказалась полностью закрытой. Мы, с одной стороны федеральная сеть площадок для проведения праздников, с другой стороны франчайзинговая компания, объединяющая более 180 микропредприятий (франчайзи).

Это не первый мой крупный франчайзинговый бизнес, который проходит через кризис, поэтому грамотное финансовое управление было выстроено в компании еще на начальных этапах. 90% расходов сети неразрывно связаны с выручкой, поэтому теоретически мы могли пройти карантин без убытков, даже несмотря на то, что наши площадки представляют собой большие стационарные точки площадью 200-300 кв.м. в торговых центрах. Однако для нас май — самый сезонный месяц, выпускные продавались с предоплатой в течение всего года, и в момент закрытия у нашей сети были огромные обязательства перед клиентами.

Мы всегда понимали, что выручка однажды может упасть, имели план действий на этот случай, но никогда не ожидали, что выручка полностью обнулится на достаточно продолжительный срок.

На поддержку государства рассчитывать не приходилось: тех средств, что выделялись бизнесу, хватило бы на зарплату 1-2 сотрудникам. У нас в штате одной только управляющей компании более 100 человек.

Тогда мы решили создать IT-проект для проведения мероприятий в формате онлайн.

У нас не было экспертизы в IТ-сфере, был всего 1 фронтенд разработчик, но за полтора месяца бессонных ночей мы создали платформу для квестов с потоковым видео и звуком, на которую перенесли наш ивент-бизнес.

На этой платформе можно проводить праздники, детские и взрослые дни рождения в условиях карантина, можно легко собраться с друзьями и получить интересный опыт в формате квеста-тимбилдинга с профессиональными актерами.

В мае начались продажи нового продукта, и ровно в этот момент Министерство образования выпустило рекомендацию для школ и детских садов проводить все выпускные онлайн. В тот момент мы оказались единственной компанией на рынке, полностью готовой к проведению выпускных в таком формате, у нас был на 100% соответствующий продукт. Таким образом мы получили, по сути, федеральную поддержку Министерства. Стали поступать заказы на выпускные для детских садов, младших классов школ, кроме того, наши квесты стали заказывать взрослые на дни рождения и корпоративы. Выручка стала восстанавливаться, мы научились работать в условиях карантина.

Теперь мы имеем 2 полноценных продукта и готовы к работе и оффлайн, и онлайн. Наша основная целевая аудитория — дети, а детские дни рождения будут проводиться и в карантин, и без него. В любом доступном формате.

Мы будем развивать онлайн-направление и свое мобильное приложение, начнем свою деятельность в других нишах в event-сфере, в которых мы еще не работали, будем ориентироваться на новую для нас ЦА и другие запросы.