За 15 лет работы, компания Black Horse успела пережить уже четыре критических момента. В 2008 году холдинг выиграл в конкурентной борьбе во время международного кризиса. В 2014-м — открыл новые филиалы и направления. Наиболее болезненным стал период пандемии, когда предприятие было вынуждено прибегнуть к сокращениям и поиску новых партнеров. Однако уже через полгода, в 2020 Black Horse вернулся к прежним показателям и вновь приступил к развитию. 

Сегодня, в период европейских и американских санкций холдинг потерял часть партнеров из США, Венгрии, Японии, ФРГ и Тайваня. Однако компания не только не снизила обороты, но и увеличила поставки. Как руководителю удержать компанию в турбулентное время и вывести бизнес в плюс рассказал генеральный директор холдинга Black Horse Владимир Соколов.

Мыслить прагматично 

Руководитель должен принимать решения ежедневно, опираясь на постоянные импульсы рынка и ситуацию в стране. Важно научиться прогнозировать изменения, которые затронут направление в бизнесе, клиентов и партнёров. Зачастую приходится выстраивать новые логистические цепочки, выходить за пределы страны, искать новые рынки, чтобы удержать бизнес в рабочем состоянии. Важно, что руководитель ответственен не только за себя, но и за команду, партнеров, клиентов. Поэтому каждое увольнение, разрыв договора, перестановки должны восприниматься, как необходимые действия, а не прихоти.

Будьте максимально открыты со своей командой и комментируйте каждое «резкое движение».

Руководителю важно понимать, насколько направление бизнеса будет востребовано в ближайшее время. Не повлияет ли удорожание закупок на спросе, насколько это будет интересно конечному потребителю с учётом конкуренции и прочие стратегические вопросы должны ежедневно витать в воздухе. Если это большое предприятие, то здесь важно понимать, какое из направлений компании прибыльно или убыточно сейчас и в будущем, чтобы принять правильные решения.

Повысить мотивацию

Во время кризиса сотрудники должны понимать, что выход для получения прибыли всегда найдется. Никто не захочет работать на тонущем корабле — не лишайте команды надежды, а дайте шанс проявить себя. Прислушивайтесь к каждой штатной единице. Именно в сложное для компании время появляются те самые неограненные алмазы, выходящие в будущем в топ-менеджмент. Дайте мотивацию к росту своим сотрудникам — временно откажитесь от строгой вертикали карьерного роста или делайте бонусы наиболее активным специалистам. Это поможет заработать не только человеку, но и всей компании. 

Также вы можете предложить сотруднику хороший процент от прибыли, либо от общего оборота с фиксированным небольшим окладом. Иначе говоря, заставите специалиста «шевелиться». В нашей компании работает политика — небольшой оклад с большим процентом. Превысивший KPI кадр получает надбавки, поощрения и различные корпоративные бонусы. Если сотрудник трижды получает минимальный оклад, то для нас это плохой показатель. Такой кадр не будет полезен компании ни в момент кризиса, ни в любой другой период. 

Планировать кризис

Я не понимаю предпринимателей, для которых кризис — это нечто мгновенное и неожиданное. Мы живем в турбулентное время и работаем на самой неустойчивой должности — бизнесмена. Буквально вчера пережили мировой экономический кризис, затем пандемию, а сейчас наблюдаем глобальные санкции. Думаю, ответственный и умный бизнесмен подготовится к таким «неожиданностям» заранее. 

Старт пандемии стал сложным периодом для большинства отраслей бизнеса. Закрытие границ, дефицит контейнерных перевозок, удорожание логистики, и другие связанные с пандемией кризисы ударили и по нашим доходам. Как и другие растущие компании, до кризиса мы постоянно пытались выйти на новые рынки и пробовали смежные отрасли. Во время локдауна это сыграло на руку и мы начали собственное производство, найдя новых контрагентов и партнеров. Аналогичная ситуация и сейчас — отечественный бизнес столкнулся с масштабными санкциями. Если бы мы до этого не начали сотрудничать с Турцией, Китаем и ЮАР, то пришлось бы временно остановить продажи.

Предприниматель должен заранее подготовить компанию к турбулентным временам.  

Оставаться уверенным

Главная ошибка в момент кризиса — паника. Истерия руководящих звеньев передастся всем сотрудникам, которые уже не будут уверены в завтрашнем дне. Останется ли зарплата прежней, начнутся ли сокращения, убежит ли директор с «чемоданом денег» — размышляя о подобных ситуациях, часть специалистов не смогут дисциплинированно относиться к работе. Такие кадры деструктурируют себя и окружающих, создавая токсичную атмосферу в коллективе. В итоге вмешивается HR-отдел или руководитель по адаптации сотрудников, чтобы успокоить не только запаниковавшего, но и остальных. Если и это не действует, то компания избавляется от паникеров. Если речь о линейном сотруднике, то иногда возможно обойтись мягче — предложением поработать удаленно или на фрилансе. Особенно тяжело расставаться с топ-персоналом. Не случайно при найме высших звеньев оцениваются не только профессиональные, но и личные качества. 

В кризисной ситуации компания полагается на сдержанных людей. Не создавайте у себя в команде отряд паникеров — станьте примером уверенного руководителя.