Дмитрий Шиманов, генеральный директор и основатель исследовательской компании MAR CONSULT, рассказывает, как в 22 года открыть собственный бизнес, преодолеть сковывающий страх перед неизвестностью и собрать команду единомышленников.
С самого детства я тяготел к предпринимательству и свой первый бизнес открыл еще в восьмом классе, который продержался всего несколько месяцев, но зато я успел понять, что любую идею можно воплотить в жизнь. Потом во время учебы в институте HTW в Дрездене, в Германии, я открыл для себя главный навык бизнесмена — это структурированность действий. Вернувшись в Россию, я решил устроиться на работу, чтобы посмотреть, как выглядит крупный бизнес изнутри и какие существуют процессы.
Так получилось, что я нашел работу в небольшой американской компании, которая занималась маркетинговыми исследованиями. Я не имел ни малейшего понятия, что это такое и куда толком я иду. Оставаться там на долго я не планировал, так как моей целью было подкопить денег для начала своего бизнеса, который я задумал еще в Германии.
Довольно быстро я втянулся в В2В-сферу, и работа с корпорациями мне понравилась. Через три месяца я был успешно принят в штат компании, а еще через три – продавал больше проектов, чем все остальные сотрудники вместе взятые. У меня было много идей по развитию компании, но руководство активно препятствовало мне в этом, видимо опасаясь внутренней конкуренции. Это подтолкнуло меня взять судьбу в свои руки.
В том же году, одолжив стартовый капитал у родителей, я открыл исследовательскую компанию MAR CONSULT.
Мне очень понравился интеллектуальный род деятельности. На первый взгляд в нем были одни преимущества: низкий барьер для входа, не нужны большие оборотные средства, нет складских остатков и потребности в низкоквалифицированном персонале.
К тому же, мне сразу понравились клиенты: образованные, культурные — «белые воротники», с которыми всегда было приятно иметь дело.
В успех бизнеса не верил никто, и большинство людей называли меня попросту сумасшедшим. Потребовалось несколько месяцев, прежде чем я смог взять кого-то на работу.
Однако старт не был на столько уж авантюрным. За шесть месяцев предыдущей работы я научился работать с крупным бизнесом, вести переговоры, писать грамотные коммерческие предложения и общей деловой этике. А главное, я разобрался в корпоративных тонкостях: расчетных счетах, актах и прочих мелочах, навеивающих страх на непосвящённых.
В первый же месяц самостоятельной работы я заключил первый контракт с L’Oreal. Затем последовали Colgate, Vaillant, Panasonic и другие крупные мировые бренды. Оглядываясь назад, я не до конца понимаю, как в возрасте двадцати двух лет я мог продавать проекты по исследованию рынка таким крупным компаниями. Но факт остается фактом.
Самым тяжелым при открытии бизнеса было преодолеть сковывающий страх перед неизвестностью и неудачей.
Мне приходилось пересиливать реальное физическое оцепенение, когда я садился в машину и ехал в свой малюсенький, устроенный в условиях экономии, офис. Но человек всегда в состоянии материализовать свои замыслы, и в этом я убеждался еще много раз. Сейчас помощь в преодолении страха перед неправильными бизнес-решениями является частью миссии нашей компании. Посредством маркетинговых исследований, мы помогаем компаниям всесторонне оценить ситуацию и принять взвешенное решение.
Я всегда старался создать хорошие условия труда, насколько мне позволяли средства. Эстетика и экологичность рабочих мест всегда играли для меня важную роль, и сейчас мы продолжаем стремиться к совершенству.
При этом я был крайне требователен к сотрудникам и не терпел халатности. Процедив через себя сотни людей, не боясь поощрять и наказывать, я собрал команду, которая осталась со мной на долгие годы. Сейчас средний стаж работы сотрудников в моей компании составляет 5 лет, а многие находятся на рубеже второго десятка. Взяв политику 100% качества, я создал атмосферу, в которой людям не приходится наступать на горло своей совести.
Первые годы я набирался опыта в разных областях управления и нередко совершал ошибки. Пословицу «не ошибается тот, кто ничего не делает» — я познал на собственном опыте. Ошибок и правда было много, но благодаря близким людям и внутреннему стремлению к совершенству, я находил силы признавать их и всегда был благодарен за обратную связь.
В этом году MAR CONSULT исполняется 15 лет. Мне приятно видеть, как компания растет и развивается. 90% всех клиентов становятся постоянными, и это показатель успешной работы. Мы не испытываем проблем со спросом, а главной задачей для себя ставим улучшение эффективности работы и создание новых более клиентоориентированных продуктов. Мы чувствуем, что экономический кризис заканчивается и готовы к новым победам.