Грамотная коммуникация – основа успешной работы команды. Особенно важно верно выстроить коммуникационные процессы в кризис, потому что он выбивает сотрудников из привычной колеи и усложняет принятие верных решений. В ситуации стресса и неопределенности тяжесть принятия решений и эмоциональной поддержки коллектива падает на плечи HR-специалистов. О роли HR в управлении коммуникациями в кризис рассказывает Татьяна Выборнова, региональный директор по персоналу компании ESAB.

В сегодняшних реалиях HR одновременно выступает и как PR-специалист, и как маркетолог, и как психолог. Чем эффективнее выстроена коммуникация, тем выше рабочие показатели. По опыту компании ESAB еще с начала пандемии, когда сотрудники перешли на удаленную работу, вопрос коммуникации стал особенно актуален. До изоляции сотрудники работали в офисе, где можно было свободно общаться, а с начала пандемии, HR-специалистам пришлось искать новые пути для взаимодействия, адаптироваться к реалиям и выстраивать стратегию, которая во многом применима и сегодня.

Пять советов, которые помогут выстроить коммуникацию в кризис

Работайте с обратной связью

Если раньше рабочие вопросы решались HR-менеджером и руководством, то в условиях кризиса многие программы в компании важно согласовывать с их сотрудниками. В ситуациях, когда люди не могут повлиять на внешние события, сотрудникам важно знать, что их ценят, ими дорожат, их голос имеет значение для развития компании. Обратная связь — это прекрасный инструмент не только для развития, но и для вдохновения, поддержки и выстраивания открытых доверительных отношений внутри компании.

Пересмотр каналов коммуникации

В условиях кризиса вопрос выбора канала коммуникации один из самых важных. Ограничиваться корпоративной почтой – основная ошибка HR-специалистов. Сотрудники просто перегружены количеством писем, которые поступают на почту каждый день. Важно разграничивать формальное и неформальное общение, создавая платформы, где люди могут обсуждать личную жизнь, хобби и интересы. Для ESAB такой платформой стал Telegram. Приложение изначально подразумевает свободное общение, не заточенное на рабочий лад. «Фотографии с котиками» в общем чате, возможно, кому-то кажутся глупыми и инфантильными, но для многих сейчас домашние животные и пожелание хорошего дня в общем чате — сильная эмоциональная поддержка, особенно это касается одиноких людей, интровертов и просто тех, кому сейчас тяжело взаимодействовать с социумом.  

Поддержание нейтральной повестки

Разговоры с коллегами — отличный способ познакомиться поближе и наладить отношения с коллективом. Тем не менее существуют темы, которых не стоит касаться при общении, чтобы избежать неприятных последствий этих дискуссий. Особенно сегодня задача HR-специалиста постараться донести до сотрудников необходимость не касаться острых тем, тщательно проверять информацию из вне и не переходить на личности в возникающих конфликтах.

Обучение и развитие

Продуктивность сотрудников зависит не только от профессиональных навыков, но и психологического состояния. Задача HR-специалиста в кризисной обстановке — снизить уровень стресса и сделать все возможное со стороны компании, чтобы напряжения в ежедневной работе было как можно меньше. Один из способов – обучение. В нашей компании мы проводили тренинги еще во время пандемии. Важно подобрать для сотрудников самые разные по характеру тренинговые программы. Например, они могут обучать, как бороться со стрессом в сложных рабочих ситуациях или умению справляться с конфликтами как в общении с коллегами, так и с клиентами.

Атмосфера открытости и честности

Во время кризиса неопределенность пугает людей гораздо больше, чем негативная информация. Многие руководители и HR-специалисты, привыкшие держать все под контролем, часто не доносят плохие новости до сотрудников, потому что считают, что это вызовет негативную реакцию. Тем не менее, доверие людей подрывает именно отрицание проблем. В кризисной ситуации не нужно пытаться приукрасить действительность — озвучивайте факты и ничего, кроме фактов. Какой был ни была ситуация, люди всегда будут благодарны за то, что с ними общаются откровенно, сотрудники любят, когда их держат в курсе и делятся с ними всей информацией.