Одни из самых, наверное, сложных решений, которые руководителю в принципе приходится принимать, это решения отпускать людей или закрывать бизнес. Мария Кислова, директор российского офиса GoStudent, крупнейшей EdTech-платформы Европы, рассказывает о том, как ей приходилось делать и то, и другое, и советует, что делать в таких ситуациях.

Помню “своё” первое увольнение: у человека трое детей, но работник из него был никудышный. Я долго тянула, и бизнес в итоге пострадал. А человек после увольнения нашёл себе работу ещё лучше, так что мои угрызения совести были излишними. Если ты отпускаешь людей, ты им соболезнуешь, и думаешь, как же они будут без работы. Но в то же время ты как руководитель обязан подумать, а как же будет работать твой бизнес с людьми, которые неэффективны. Недавно мне пришлось уволить сразу несколько человек. Да, сложно, но надо исходить не из симпатий и личных интересов, а из того, насколько то или иное решение рентабельно для бизнеса. Думаю, что каждому руководителю рано или поздно с чем-то таким приходится сталкиваться. 

А перед пандемией мне пришлось закрыть бизнес, который дальше не мог существовать, так как был завязан на иностранцев. И когда принимаешь такое сложное решение, никогда не получается на трезвую голову взвесить все за и против, потому что даже если ты – наёмный добросовестный руководитель, а уж тем более, когда это твой бизнес, тебе больно. И быть объективным на 100 процентов, принимая какие-то тяжёлые решения, нереально: это человеческий фактор. 

Мне в свое время помогла книжка Difficult Conversations. Эта книга поможет, когда у тебя переломный момент в руководстве, и тебе либо владельцам бизнеса что-то нужно доказать, либо предстоит тяжёлая коммуникация.

Совет начинающим руководителям, или сталкивающимся с подобным: если у вас ситуация 50 на 50 уже сложилась, и вы обдумываете, мучаетесь, принимать или не принимать какое-то решение, то его надо принимать, потому что сам факт того, что вы задумываетесь, говорит о том, что так, как раньше, быть не может, и что-то идёт неправильно. 

Пример: закрытие бизнеса. Когда ты думаешь, закрываться или нет, значит, наверное, что-то идёт не так, и надо либо закрываться, либо что-то срочно менять, что-то фиксить. Но, наверное, к этому моменту ты уже всё испробовал, и будет рентабельнее закрыться и использовать ресурсы и опыт для чего-то нового чем тянуть из последних сил то, что уже давно не работает. Надо иметь определённые силы, чтобы признаться самому себе, признать: “Ок, здесь факап, делаем выводы и двигаемся дальше”.

Что касается людей, если ты в сомнениях, может быть, стоит отпустить человека, который ничего не делает, то я вам скажу так: никогда ещё у меня не было так, чтобы была мысль уволить человека, но не увольняешь, и вдруг, о, магия!, он начинает классно работать.

Мой совет молодым руководителям – быть решительнее и доверять своему чутью. Потому что если ты уже в бизнесе и уже руководитель, то значит твоя “антенна” уже работает. Надо себе доверять, и не калиброваться, не смотреть по сторонам.

Ведущие мировые и российские бизнесмены никогда никого не слушали, ни с кем не советовались, они просто “лысо” делали то, что им кажется правильным. В любом случае, если случается ошибка, то это твоя личная ошибка, и ты не будешь увиливать от ответственности перед собой, а если “выгорает”, то опять-таки это твоя личная заслуга и твои правильные решения. В общем, будь решительным!