Любой кризис — это стресс-тест для отлаженных систем. Выстраиваемые годами бизнес-процессы с целью укрепления стабильности компании оказываются хрупкими перед неожиданными переменами. Как выживать и меняться бизнесу в условиях неопределенности и что такое реинжиниринг, рассказывает Динара Гайнутдинова, управляющий партнер CAS Group, эксперт в области управления изменениями и управленческого консалтинга.

В книге “Антихрупкость” Нассим Талеб, автор концепции “черных лебедей” (труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия) пишет об адаптации сложных систем к сильным воздействиям в процессе кризисов и отмечает, что они способны извлекать выгоду из происходящего. 

Сначала пандемия, а затем накалившаяся геополитическая обстановка за последние пару лет дважды поставили бизнес на грань выживания. Только оправившись от последствий цифровой трансформации процессов, компании потеряли клиентов, поставщиков и даже лицензии на ПО, которое только что внедрили. 

Бизнес живет в постоянной неопределенности и становится более хрупким. Чтобы эволюционировать и извлекать выгоды из перемен, ему необходимо постоянно меняться. Этим занимается реинжиниринг — перепроектирование бизнес-процессов в компании.

Как понять, что в компании назрела необходимость проведения реинжиниринга?

Обычно радикальный пересмотр бизнес-процессов начинают в трех случаях:

  1. Если бизнесу грозит закрытие и нужно менять бизнес-стратегию. В этом случае упор делается на улучшение процессов в части разработки продукта и маркетинга.
  2. Если требуется выход на новый рынок и адаптация процессов к иной юрисдикции, а текущий маркетинг не приносит результатов.
  3. Если компания может столкнуться с трудностями в ближайшей перспективе в силу внешних обстоятельств (например, утрата интереса к продукту).

По уровню изменений реинжиниринг способствует либо мягкой эволюции компании, либо приводит к взрывному росту. 

  • Операционный реинжиниринг проводится для изменения 1-2 показателей для улучшения ситуации в одной из областей бизнеса
  • Процессный реинжиниринг нацелен на изменения одного процесса по всем показателям
  • Системный реинжиниринг призван переработать всю бизнес-систему

Сейчас, когда с рынка уходят поставщики, заказчики, дорожает сырье, комплектующие и приходится быстро переориентироваться на другие инструменты ведения бизнеса, компаниям требуется именно системный реинжиниринг. 

С чего начать реинжиниринг?

Можно выделить шесть обязательных шагов:

  1. Зафиксируйте все статистические показатели, отражающие текущее положение дел компании. 
  2. Проанализируйте конкурентную среду и сравните свои результаты с открытыми данными других предприятий.
  3. Постройте BPMN-диаграмму, чтобы выявить пересечения бизнес-процессов. Визуализация покажет все “узкие” места. На стадии анализа привлекайте владельцев процесса и других заинтересованных лиц. Именно они помогут эффективно трансформировать процессы.  
  4. Создайте новую бизнес-модель для процессов, которые вам необходимы в новых условиях. 
  5. Определите показатели, к которым хотите прийти в результате реинжиниринга. 
  6. Обучите сотрудников и распределите между ними роли согласно новым бизнес-процессам.  

Где искать экспертов

Скорее всего, во время трансформации бизнес-процессов вам понадобится помощь внешних консультантов. В связи с санкциями Россию покинули многие международные консалтинговые компании, услугами которых зачастую пользовался отечественный бизнес, нацелившись на реформы.

Впрочем, в отечественных консалтинговых компаниях сформирована экспертиза “большой четверки” и наработаны портфели международных проектов в разных секторах. Российские специалисты уже давно понимают масштабы проблем, с которыми столкнулся бизнес, и могут применить рабочие инструменты из прошлой практики, адаптировав их под текущие условия. Например, партнеры CAS Group обладают таким опытом и проводят обучение.

Проведение трансформации в бизнесе — это комплексная работа. Перед любыми преобразованиями критично оцените причины проблем внутри вашей организации, цели изменений и ресурсы для их запуска. Уделите особое внимание коммуникациям с сотрудниками. Важно донести до них, что реинжиниринг нацелен на сохранение рабочих мест, развитие компании в сегодняшних экономических реалиях. Это позволит снять сопротивление, возможные возражения, не допустить негативных слухов о сокращении персонала. 

В команду по реинжинирингу внутри компании должны войти менеджеры, принимающие ключевые решения; руководители и сотрудники отделов, чью деятельность затрагивает реинжиниринг.  

Важно включить в команду сотрудников, которые пользуются доверием и авторитетом в коллективе. Они непосредственно будут общаться с коллегами, отслеживать настроения, и помогут вам сделать процесс коммуникации управляемым.   


Иллюстрация обложки: Tamanna Rumee [Unsplash]