Бизнес вновь оказался в тяжелых условиях – уже сейчас очевидно, что многие компании окажутся или уже оказались на грани выживания. Ситуацию усложняет и сама природа нынешнего спада экономики, этот кризис не похож ни на один из предыдущих, которые пришлись на долю современных предпринимателей. Тем не менее, даже в такой ситуации есть способы, которые позволят компании адаптироваться. Своими идеями поделился Максим Каганский, владелец и президент сети фитнес-клубов Pride Fitness.

Пять советов бизнесу по выживанию в кризис

1. Во-первых, пресекайте панику – и в самом себе, и в коллективе. Даже если все на самом деле очень плохо, поддаваться негативу и упадническим мыслям точно не стоит. Если у руководителя или у собственника бизнеса опустились руки, про эффективное развитие компании можно забыть. Мне помогает привычка рассматривать самую патовую ситуацию под разными углами – иногда именно в кризис получается увидеть какие-то интересные возможности, про которые раньше никто и не задумывался. Например, в разгар пандемии, когда границы были закрыты, мы запустили уникальный проект «Pride Крепость Кэмп» с бойцовский клубом «Pride Крепость», сочетающий сразу два направления: спортивный кэмп и авторский тур. Было понятно, что российское побережье начнет пользоваться спросом – и мы предложили свой необычный вариант на замену пляжному отдыху. Это спортивное путешествие со специальной программой тренировок, активным отдыхом, медитациями и личностным развитием. 

2. Во-вторых, необходим очень вдумчивый подход к сокращению издержек. Совсем отказаться от урезания расходов невозможно – инфляция не позволит. На мой взгляд, начинать стоит с банальных расчетов: оценить расходы и доходы, их динамику, а затем выделить те траты, которые не являются обязательными. Например, можно рассмотреть уменьшение финансовой нагрузки за счет снижения платежей по аренде, но это не обязательно переезд всей компании на меньшую площадь. Если речь идет о бизнес-центре, можно отказаться от нескольких помещений, переведя офисных сотрудников на удаленный формат работы. Кстати, можно вспомнить и про так называемый бартер – работа по взаимозачету потенциально может оказаться очень прибыльной.

3. В-третьих, вместе с сокращением издержек стоит подумать и над дополнительными источниками дохода. Например, рассмотреть выход на новую аудиторию или в новые ниши, словом, экспериментировать. Здесь вам помогут расчеты и аналитика: на мой взгляд, большая ошибка – действовать наугад, ориентируясь только на свое видение рынка.

4. В-четвертых, именно сейчас, в кризис, необходимо уделить максимум внимания команде. Я руководствуюсь простым правилом: уволить человека легко, а вот найти ему замену, когда это потребуется – и сложно, и дорого, и долго. Поэтому сегодня, как и в локдаун два года назад, наша компания ориентируется на сохранение существующего коллектива и поддержку людей. Как ни крути, а именно люди – наш ключевой ресурс, поэтому сокращение штата можно рассматривать только как крайнюю меру.

5. В-пятых, поддерживайте высокое качество ваших услуг или товара. Экономия, которая оборачивается ухудшением сервиса – прямой путь к разрушению бизнеса. Наши клиенты привыкли к определенному уровню и, если сейчас мы снизим планку, многие тут же уйдут к конкурентам. Думаю, что сейчас, наоборот, нужно делать все возможное для улучшения продукта. В нашей сфере очень важно ориентироваться на настроения и потребности клиента. Исходя из этого можно корректировать программу групповых тренировок, вводить новые направления или убирать непопулярные, добавлять какие-то нестандартные услуги, которых прежде не было. Здорово, если получится создать своеобразный клуб амбассадоров бренда из постоянных клиентов бизнеса и поддерживать с ними постоянную связь.

Сейчас невозможно предсказать, как ситуация изменится через полгода и даже через месяц. Известно одно – любой кризис когда-нибудь закончится. Не забывайте об этом, когда беретесь за оптимизацию процессов.