Евгений Затонский, директор бизнес-пространств «Этажи» в г. Москва, рассказывает, зачем бизнесу повышать лояльность сотрудников в текущих реалиях и как это реализовано в агентстве недвижимости. 

Евгений Затонский, директор бизнес-пространств «Этажи» в г. Москва

Компании, у которых большинство сотрудников находятся в возрастном диапазоне 25-40 лет, сейчас сталкиваются со сложностью в найме. Демографическая яма, которая длилась с 1990-х годов, в настоящий момент привела к высокой конкуренции среди работодателей на рынке труда. 

Еще один фактор, который повлиял на конкуренцию, – это мобильность в смене места жительства. Если раньше практика переездов в другой город для поиска работы была редким явлением, то сейчас люди становятся более мобильными. Ипотечное кредитование дает возможность приобретать недвижимость, имея 10-15% стоимости от квартиры (а с некоторыми застройщиками это можно сделать и без первоначального взноса). Люди стали проще относиться к переезду в другие регионы, поэтому конкуренция среди работодателей растет и между разными городами. 

В России на сегодняшний день рекордно низкий уровень безработицы – 3,3%. Количество кандидатов сокращается, количество вакансий растет и на этом фоне сохранение действующих сотрудников становится особенно важным.

Если вы хотите получать лучшие кадры, безусловно нужно повышать лояльность текущих сотрудников, тогда люди будут работать долгосрочно.

Я всегда был убежден, что если компания хочет иметь счастливых клиентов, у нее должны быть счастливые сотрудники. Несчастный сотрудник (а в нашем случае партнер) не сможет оказывать услугу так, чтобы клиент был счастлив. 

Система грейдов и преференций 

Если говорить именно о риелторах-партнерах, то для них у нас работает система грейдов и преференций. Она позволяет специалисту понять, что  даже на одной и той же позиции можно расти и развиваться через повышение грейда. То есть для каждого нового грейда открываются дополнительные преференции. 

Мы создаем условия, в рамках которых чем дольше специалист по недвижимости находится с нами, тем лояльнее к нему относится система с точки зрения предоставления бонусов, точечного решения ситуаций, более гибкого получения ресурсов и так далее. Второй момент – это чем больше сделок у специалиста, тем выше у него грейд. Например, если у него больше 10 сделок, то он получает грейд «Старший специалист». Он дает дополнительную скидку на рекламное размещение, возможность одобрения ипотечного кредита и зачет регионального опыта проведения сделок. Если у агента более 100 сделок, он получается грейд «Ведущий эксперт» и следующие преференции: разработка индивидуального бейджа, консультация по введению соцсетей, консультация юриста по личному вопросу, разработка визиток по индивидуальному дизайну. 

Открытая система сотрудничества 

У нас абсолютная открытая система ко всем сотрудникам и партнерам. Мы много делимся, и это тоже позволяет формировать лояльность. Сотрудники и партнёры понимают, почему компания принимает те или иные решения, а для этого мы держим высокий уровень информированности и открытого диалога с людьми. Например, раз в неделю я выпускаю видеозаметки, где делюсь новостями компании и разных отделов, при необходимости комментируя ситуацию на рынке недвижимости, а также даю ответ на обратную связь от партнеров и сотрудников, которая мне приходит на анонимную почту. Анонимная почта –  это прямой канал коммуникации со мной, доступ к ней есть только у меня как у руководителя компании, а сообщения приходят от анонимного отправителя. 

У нас есть Совет Активных Риелторов, на котором партнёры могут дать обратную связь, рассказать, что им нравится, что не нравится. 

Мы ищем и выбираем людей для работы и сотрудничества с компанией по ценностям. Если мы понимаем, что человек нам не близок по ценностям, мы не будем приглашать его в компанию. И для всех, кто уже работаем с нами, это становится понятным и прозрачным механизмом, с какими коллегами они будут взаимодействовать. Это тоже формирует лояльность.

Внерабочие активности 

Мы активно вкладываемся и во внерабочую жизнь – это субсидирование спортивных активностей, поддержка хобби, субсидирование внешних обучений. В этом году мы заключили партнерство с сервисом подбора психолога, со студией растяжки. У нас есть футбольная, баскетбольная и волейбольная команда, тренировки которой частично финансирует компания. Сейчас проходит «Этажи.Марафон» для всех тех, кто увлекается бегом. Самые активные получат возможность поучаствовать в Московском марафоне.

Если в компании молодой коллектив, многие занимаются спортом, то важно это всячески поддерживать. Это тоже будет формировать лояльность.  

Конкурсы и награды для лучших специалистов 

Мы живём в мире, в котором популярны социальные сети. Людям нужно признание, они хотят делиться своими профессиональными успехами, а в эпоху социальных сетей делать это достаточно просто. Признание по пирамиде Маслоу находится на 4 месте, и для многих людей это, действительно, важно.

В этом плане с точки зрения истории ничего не поменялось. В советское время были конкурсы, и сейчас молодые люди безусловно хотят соревноваться и чтобы их достижения были замечены. Когда их отмечают, как лучших в своем деле. Поэтому у нас в системе работают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные конкурсы.

Например, в октябре Центральный офис «Этажей» организовывает слет лучших в Сочи. Компания финансирует поездку для агентов и сотрудников, которые показали лучшие результаты за выбранный период. 

В рамках московского пространства есть ежегодное организованное компанией путешествие для лучших риелторов за прошедший год. В 2022 году это было ТОП-22 лучших агента, в 2023 году будет ТОП-23. Совместный туризм – это одна из сфер мотивации, в которой мы работаем. Мы это ввели, потому людям, которые с нами сотрудничают, действительно, интересно проводить время с коллегами, общаться вне работы. 

Среди команд тоже периодически проводятся геймифицированные краткосрочные конкурсы. Могут длиться неделю, могут две, а могут два месяца. Кроме того, каждый месяц мы награждаем лучших по итогам прошедшего месяца.