Как начать бизнес, не имея опыта, стоит ли продавать квартиру, чтобы вложить деньги в свое дело, и с чем приходится сталкиваться на рынке ресейла одежды, рассказал владелец сети комиссионных магазинов брендовой одежды Komilfo, основатель и председатель Ассоциации комиссионных магазинов Андрей Федотовский.

Квартира или бизнес?

Мы с супругой начали проект в 2008 году: к этому подтолкнул кризис. До того момента мы работали в разных организациях, где получали неплохую зарплату. Но в тот год компания, в которой я трудился, оказалась на грани закрытия, и мне пришлось уйти, Александра также вынуждена была уволиться. Поскольку она не один год работала в комиссионном магазине, хорошо знала и любила эту сферу, мы решили попробовать себя в этом бизнесе — открыть комиссионный магазин брендовой одежды.

Однако средств для старта не хватало, и мы продали квартиру, а часть денег взяли в банке. Начинать было страшно еще и потому, что опыта ведения своего бизнеса ни у меня, ни у жены не было, и всему приходилось обучаться «без отрыва от производства».

Ресейл-бутик: комиссионный на новый лад

В те годы слово «комиссионный» вызывало не лучшие ассоциации, а на самом рынке движения не наблюдалось. Нам же очень хотелось, чтобы проект стал успешным: стимул — вернуть кредиты и сохранить лицо. Несколько лет у нас практически не было выходных, но мы горели своим делом и использовали лучшие маркетинговые стратегии, чтобы стать лидерами в этой нише. Вскоре за нами начали подтягиваться владельцы аналогичных бизнесов — появились конкуренты, и это не только стимулировало развитие сферы, но постепенно изменило отношение к рынку ресейла брендовой одежды у покупателей.

Преимущества комиссионных магазинов брендовой одежды

Одним из преимуществ является то, что это растущий рынок, другим — то, что такой бизнес не стареет и может передаваться детям и внукам. Третий важный момент — возможность запустить магазин, имея сравнительно небольшой капитал: деньги понадобятся в основном на аренду и рекламу, а вещи люди принесут сами.

Сумма, которая потребуется на то, чтобы арендовать помещение, зависит от класса товара: обычный комиссионный можно разместить в удаленном от центра районе, где стоимость ниже, в то время как бутик брендовой одежды должен располагаться в центре города — там, где находится целевая аудитория.

Учиться на ошибках

Хотя в целом наш бизнес развивался успешно, отсутствие предпринимательского опыта в начале пути стало причиной допущенных ошибок — к счастью, не фатальных. Чтобы не повторять их в будущем, мы проанализировали свой опыт.

Например, то, что комиссионный бутик должен находиться только в отдельном помещении в центре города, а не в ТЦ, поняли лишь после запуска первого магазина. Второе помещение арендовали там, где располагались бутики, салоны beauty-услуг, рестораны премиум-класса и т.д. — т.е. те места, которые посещают наши клиенты. Второй ошибкой было то, что при составлении сметы на ремонт мы не учли дополнительные расходы и не заложили их, из-за чего пришлось обращаться в банк за кредитом. А недостаточно бдительный контроль за работники привел к хищению… Автоматизация бизнес-процессов — также важный момент, который мы не сразу приняли во внимание. Ее внедрение ускорило работу и освободило время для занятий другими направлениями.

Помоги себе сам

Нашему проекту девятый год, и за это время мы не раз сталкивались со специфическими проблемами ресейл-рынка, решить которые было сложно, а обратиться за помощью и советом оказалось не к кому. Именно потому было решено создать Ассоциацию комиссионных магазинов (АКМ), которую я возглавил в 2016 году. Сегодня она занимается защитой интересов и оказанием помощи в развитии бизнеса, а также правовой поддержкой предпринимателей, работающих в этой сфере.

В 2018-м мы провели Первый городской фестиваль осознанного потребления в сфере моды Big Resale Weekend, который за 2 дня собрал более 10 000 человек и около 300 участников. В апреле 2019 года он прошел во второй раз и привлек внимание уже 15 000 посетителей, став настоящим событием для Санкт-Петербурга, в рамках которого состоялись лекции, мастер-классы, перфомансы, модные показы, его участниками стали 100 лучших комиссионных и концептуальных секонд-хендов города.

Сейчас под брендом Komilfo действует сеть комиссионных магазинов брендовой одежды. И хотя в 2008-м мы пошли на риск, создавая этот проект, сегодня ни о чем не жалеем: несмотря на трудности, через которые прошли, мы приобрели полезный опыт, а наш бизнес развивается и приносит прибыль. Но главное — мы занимаемся тем, что нам нравится.