Владлена Кицура, генеральный директор ООО «Коммуникационная группа «АВТОР», рассказывает о важности брендинга, особенностях создания бренда и источниках вдохновения.

За услугами брендинга в дизайнерские студии сейчас обращаются не только крупный, но и мелкий бизнес. Логотип и корпоративная айдентика считаются обязательными визуальными формами, которые компания обретает в момент своего рождения. С точки зрения нынешних реалий, фирменный стиль давно перестал быть особенной привилегией, и любой стартап или частная практика могут самостоятельно создать себе логотип с помощью популярных графических редакторов, работа с которыми не требует особых навыков. Другая сторона этой задачи – создать уникальную визуализацию компании, которая будет способствовать эффективной маркетинговой активности бизнеса. И тут без помощи команды профессионалов шанс уйти в примитивизм и  шаблонность будет очень велик. 

Составляющие успешного брендинга

Одной из составляющей успеха бренда является его грамотная визуализация, которая должна находиться в абсолютном соответствии с миссией, целями и задачами компании, ложиться в основу формирования образа бизнеса в умах партнеров, клиентов и конкурентов и влиять на популярность и продвижение не меньше, чем УТП (уникальное торговое предложение). Брендбук должен описывать индивидуальность бренда, принимая во внимание абсолютно все детали: начиная с профессионального подбора цветов, шрифтов и начертаний для логотипов, визиток и листовок, заканчивая детальной версткой масштабных макетов для амбициозных проектов омниканальных рекламных кампаний.

Процесс создания брендинга – это многосторонний и трудоемкий процесс, который начинается с команды маркетологов, тщательно изучающих рынок, на котором ведет бизнес компания и конкурентную среду. Необходимо изучение тенденций в отрасли, реальных и потенциальных потребителей, а также самого продукта/услуги и их позиционирование. Далее в работу вступают дизайнеры, отвечающие за создание  корпоративных дизайнерских решений. И опять нужны маркетологи, внедряющие эти решения в корпоративную культуру компании с целью повысить уровень лояльности не только сотрудников, но и клиентов и других стейкхолдеров. 

Брендбук это не просто красивый яркий логотип, это целая философия. Он рождается вместе с историей создания компании. Именно через книгу брендбука создатели делятся с окружающими своими ценностями и мыслями.

Идут годы, меняется мир вокруг нас, но ценности, заложенные в продукт, как правило, не меняются – они остаются лейтмотивом даже при внесение изменений в визуальную составляющую логотипа и фирменного стиля. Конечно, если у вас ограниченный бюджет и вы можете оплатить только услуги дизайнеров, то вы должны быть готовы заполнить подробный бриф, в котором вас попросят подробно описать сферу деятельности компании, продукт/услугу, вашу целевую аудиторию, конкурентов, указать цветовую палитру, интересные, на ваш взгляд, бренды и также бренды и цвета, которые вам категорически не подходят.  От того, насколько глубоко вы погрузитесь в изучение этих вопросов, зависит будущий рекламный бюджет на продвижение. Сможете ли вы достучаться до своих пользователей, стать уникальным брендом? И сколько денег вам придется в это вложить? Об этом нельзя забывать. Ваш брендбук это платформа всех месседжей. Кажущиеся, на первый взгляд, неважные детали могут стать причиной непопулярности.

Уникальность, лаконичность и функциональность – это три главных атрибута, которым должен соответствовать фирменный стиль компании.  

Где искать вдохновения?

Конечно же первым рабочим материалом для изучения должны стать примеры легендарных мировых брендбуков и гайдлайнов, где можно почерпнуть немало интересных идей как по дизайну основных элементов так и по вариативности подачи бренда.

Мне, как руководителю, в том числе отвечающему за креативную группу, импонируют оригинальные бренды, лишенные приторности (взять хоть Pixar с их прыгающей лампой в анимированной заставке, или двуязычный логотип Uniqlo), опять же Google со своими дудлз. Также хочется рекомендовать чаще посещать художественные выставки и творческие фестивали. Москва, в этом смысле, входит в топ мировых столиц и бесконечно радует своими яркими мероприятиями.

Даже несмотря на тяжелое начало года и сохранившиеся ограничения, в Москве с громким успехом прошла ярмарка современного искусства Cosmoscow, а конец сентября запомнится предстоящим ArtLife Fest. Можно абсолютно не разбираться в искусстве, но окружающее вас пространство, новые образы, визуальные тренды, мемы, все это на подсознательном уровне ляжет в копилку вашего личного креатива и нового видения бренда своей компании.

Интересным трендом последних лет является смещение акцентного внимания с логотипа на мерч, который вышел за пределы музыкальной индустрии и стал неотъемлемым атрибутом бизнеса в самых разных сферах. Этим словом называется все, что ассоциирует обладателя с брендом, наделяет эмоцией своей айдентики. Но при этом мы должны четко осознавать, что бренд из сегмента В2В не выдержит такой креативности и потребует более консервативного подхода к визуализации, а премиальные бренды одежды, например, по-прежнему используют в логотипах теплые спокойные тона и изысканные шрифты. Поэтому, креатив креативом, а без изучения собственной целевой аудитории и конкурентной рыночной среды все же не обойтись.