Екатерина Гришина, руководитель программы «Лидеры производительности», директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России, поделилась с BS практическими советами о том, как увеличить продуктивность в условиях перехода на удаленную работу.

Исследование, которое провел сервис Buffer, опросив 3500 удаленных сотрудников по всему миру, показало: 98% респондентов нравится новый формат. Более того, они хотят продолжать работать в нем и дальше! Эпидемия COVID-19 стала дополнительной проверкой на готовность компаний работать дистанционно. Согласно опросу, из дома сейчас трудится более половины участников нашей программы, 43% ответивших находят этот челлендж весьма непростым. Как же работодателю и сотруднику сделать удаленную работу более продуктивной? 

Рабочие цели рассматривайте в комплексе с личными

Термин «work-life balance» сегодня широко распространён. Благополучие человека зависит от его удовлетворенности всеми сферами жизни, а не только какой-то одной. Переработки обычно плохо сказываются на мотивации сотрудников. А вот гибкий график и удаленная работа, напротив, открывают новые возможности для достижения баланса. Компания Ryan LLC из штата Техас, США предложила своему персоналу «не просто добиваться успеха в работе, а добиваться успеха в жизни». Работодатель перестал фиксировать, сколько часов человек тратит на работу в день, если тот справляется со своими задачами. Каждый сотрудник стал самостоятельно решать, выходить ему в офис или работать из дома. Результаты превзошли ожидания: финансовые показатели и удовлетворенность клиентов выросли, текучесть персонала заметно сократилась. 

Конечно, столь глобальные изменения корпоративной культуры произошли не вдруг: компания провела большую работу, в том числе – по обучению персонала. Но самодисциплина – это навык, который можно приобрести и самостоятельно. Без умения концентрироваться на процессе на «удаленке» никак не обойтись. Сотрудник должен понимать: в прокрастинации нет особого смысла. Быстро и эффективно выполнив задачу, освободившееся время можно потратить на что-то важное для себя – саморазвитие, хобби, общение с семьей и друзьями.

Зафиксируйте часы, во время которых необходимо быть на связи

Зачастую специфика работы предполагает доступность сотрудников в режиме 24/7. Переход части сотрудников на «удаленку» на время самоизоляции делает проблему еще острее. Уж теперь-то про каждого точно известно: он – дома! Идея, пришедшая начальнику в голову во внеурочный час, немедленно обсуждается в WhatsApp, а прилетевшая претензия – в Viber. Согласно уже упомянутому исследованию Buffer, 17% удаленных сотрудников считают главным недостатком дистанционной работы именно невозможность полностью отключиться от нее. Как решить эту проблему? В ряде стран, например, во Франции и в США возникала инициатива законодательно запретить рассылку писем по электронной почте в нерабочее время. Многие компании вводят подобные ограничения на уровне корпоративных стандартов. В их – числе немецкий автопроизводитель Daimler. Все письма, поступающие на почтовые адреса сотрудников во время отпусков, выходных и после окончания рабочего дня автоматически удаляются, а отправитель получает об этом соответствующее уведомление. Провернуть подобный номер с мессенджерами сложнее: деловые сообщения в них обычно перемежаются с мемами от друзей. Тут всё зависит от конкретных договоренностей внутри команды. Рабочая переписка во внеурочное время может поощряться или не поощряться корпоративной культурой, но лучше четко обозначить время, когда подчиненный должен находиться на связи. 

Нередко инициаторами работы нон-стоп выступают сами сотрудники. Чтобы не выгореть, трудоголикам необходимо научиться ограничивать самих себя. Если исчезает понимание, когда заканчивается рабочий день, стоит проявить волю и в час Х отключать уведомления в рабочих чатах. Возможность звонить лучше всё же оставить – на случай чрезвычайных ситуаций. Отличить форс-мажор от не форс-мажора легко. «Всегда задавайте себе проверочный вопрос, – советует один из участников нашей программы, генеральный директор компании «Русский профиль» Сергей Петров. – Что произойдет или как изменится ситуация, если мы решим вопрос не в пятницу ночью, а в понедельник?». Как правило, люди ценят, когда их не дергают по пустякам, и когда случается что-то действительно важное, откликаются на задачу без возражений.

Используйте всю полноту коммуникаций

Самый серьезный вызов удаленной работы – это недостаток коммуникаций. В отсутствие полноценной обратной связи легко почувствовать себя одиноким, а работу – бессмысленной. Именно в ходе общения формируется доверие, на котором и основывается продуктивность удаленного формата. Поэтому лидеру так важно систематически проводить совещания по Skype или Zoom, отмечая успехи как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Заинтересованность в компетенциях, включение в процесс, поощрения – вот что способно замотивировать персонал на работу, даже выходящую за рамки должностных инструкций. Недооценивать значимость неформального общения тоже не стоит! На «удаленке»дружеским отношениям между коллегами не возникнуть естественным путем. Так что задача руководителя – создать для них благоприятные условия. Показателен пример компании GitLab, объединяющей удаленных сотрудников из разных стран мира. По понедельникам члены команды принимают участие в виртуальных кофе-брейках с партнерами, которых рандомно выбирает бот Donut. Иногда коллеги совместно ужинают. Пиццу или другое блюдо каждый заказывает в своем городе. Затем все выкладывают фото в общий доступ, попутно рассказывая о кулинарных особенностях своего региона и любимых заведениях. Время, проведенное с коллегами, помогает сплотить коллектив и укрепить общие ценности. 

Самим сотрудникам, работающим удаленно, не стоит ограничиваться одним каналом связи – например, электронной почтой. Разговоры по телефону и обсуждение задач с коллегами по видеосвязи помогают себя чувствовать более вовлеченным в рабочий процесс. Ну, а непосредственно рабочие задачи не скучно решать и в одиночку!