Коммерческая недвижимость — одна из самых пострадавших отраслей. Андрей Брауде, директор управляющей компании RED, поделился с BS о том, как компания RED переживает эти нестабильные времена и что помогла удержаться на плаву.
Почти четыре месяца простоя не смогли пройти бесследно для рынка коммерческой недвижимости! Коронакрисиз нанес удар сразу по трем направлениям: посетителям торговых и бизнес-центров, которые временно лишились возможности покупать и пользоваться услугами, арендаторам, многие из которых получили запрет на ведение бизнеса и арендодателям, для которых доход от аренды – единственный источник.
Управляющая компания RED начала свою историю в далеком 2005 году, этот экономический кризис стал для нас третьим по счету. В начале этого года мы ожидали наступления очередной волны кризиса, имели план действий но все перемешалось в доме Облонских: обвал рубля и китайский вирус сделали кризис очень специфичным, такого двойного удара не ожидал никто, а действовать приходилось, в прямом смысле, по ситуации.
Многие арендаторы, особенно торговых площадей, столкнулись со сложностями при оплате за аренду занимаемых помещений. Те, кто не ликвидировался в первые же недели, массово просили о скидках и об отсрочке на смутные времена. Более того, такое право за ними закрепил Кремль. Первого апреля вместе с кредитными государство ввело и арендные каникулы, воспользоваться которыми могли компании из наиболее пострадавших отраслей (общепит, развлечения, непродовольственный ритейл). Получить льготы пытались и фирмы других профилей, которые тоже столкнулись с падением доходов, пусть и не столь серьезным.
Как всегда бывает в начале кризиса, крах вводит людей в ступор и ужас. Многие игроки рынка не сразу решались на активные действия, а занимали выжидательную позицию. Профессиональное сообщество в лице РГУД при нашем участии подготовило обращение к Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину. Реакция государства была примерно следующей: если дадите скидки арендаторам, мы тоже вам поможем (речь шла о незначительных налоговых преференциях), но толку от этого никакого. Ведь предоставление отсрочек только усугубляло ситуацию, увеличивая риски собственников недвижимости и арендаторов.
Власти поступили хитро и свалили груз ответственности на собственников и управляющие компании, «денег нет, но вы держитесь» и разбирайтесь со своими арендаторами как хотите.
Мы активно следили за рынком Екатеринбурга в период вируса. Многие предприниматели начали объединяться в коллаборации, даже в тех видах бизнеса, где ранее была конкуренция. На период вируса эта схема оказалась очень даже рабочей и действенной. Экономическая нестабильность подталкивает к активным действиям.
Будем честными, в первый месяц кризиса рынок коммерческой недвижимости испытал серьезное потрясение. Это в первую очередь связано с большой неопределенностью, необычностью ситуации, люди испытали стресс: их закрыли дома без возможности зарабатывать, им запретили вести бизнес. Штормило и офисный сегмент, ведь все отправились работать на удаленку. Вирус вирусом, а объекты нужно обслуживать, охранять, отапливать и убирать — от этой статьи расходов нас, как управляющую компании, никто не освобождал.
Что же мы делали, чтобы сохранить бизнес и удержаться наплаву даже в такое знойное время?
Во-первых, мы традиционно придерживались партнерского подхода — сели за стол переговоров, выслушали друг друга и постарались найти компромисс. Несмотря на 4 месяца блокады, нам удалось сохранить почти 100-процентный пул своих резидентов, что еще раз подтверждает, эффективность долговременной партнерской стратегии.
Так как мы занимаемся объектами коммерческой недвижимости, самое главное, что нам пришлось сделать в период вынужденного карантина, это оптимизировать расходы и перевести здания в режим максимальной экономии при соблюдении требований безопасности.
Вынужденный простой бизнеса поменял поведение некоторых предпринимателей. Все компании, которые имеют такие возможности, начали уделять особое внимание развитию онлайн-деятельности: открывать или расширять интернет-магазины, опробовали перевод сотрудников на удаленную работу.
Во времена кризиса многие компании сосредотачиваются на срезании «костов» и выживании, забывая о развитии. Мы, в силу своего большого опыта, напротив считаем, что кризис – это отличный повод проявить себя. Именно поэтому в период вируса мы активно реализовали несколько крупных проектов, в частности выпустили большую документальную видеоработу «REDtalk. Эффективные переговоры с арендаторами», запустили программу для собственников коммерческой недвижимости «Антикризис», нацеленную на вывод объектов из тяжелого финансового положения и провели ряд рекламных кампаний. Активно ведем работу по расширению портфеля. Кризис переживают сильнейшие, слабые же уходят с радаров.
В заключении мы отметим, что любой кризис – это проверка на прочность. Но не все проходят эту проверку с достоинством. Опыт прошедших месяцев показал, что некоторые компании все же «ломаются» под давлением финансовой нестабильности. Со своей стороны скажем, что к подобным явлениям нужно быть готовым. Чтобы в любую минуту дать отпор, нужно набираться опыта, прокачивать свой скилл и быть отличным стратегом, просчитывающим все на несколько шагов вперед.