Надежда Петрова — предприниматель, основатель транспортной экспедиционной компании «Автологистика» и мама троих детей рассказала Business story, как столкнувшись с серьезными трудностями на старте, смогла построить успешный и не типичный для женщины бизнес с ежегодным оборотом 200 миллионов рублей.
Как я начинала
Когда мне было 20 лет, я работала в кинотеатре дневным барменом с зарплатой 7 000 рублей. С этой работы я ушла в декрет. Никаких пособий на ребёнка от работодателя я не получала, а дочку воспитывала одна. Когда малышке было два месяца, я стала активно искать работу и была готова взяться за любую, но ни барменом, ни доставщиком пиццы, ни даже уборщицей меня не брали. Брат предложил устроить меня в транспортную компанию, с которой на тот момент сотрудничал. Так я и оказалась в сфере грузоперевозок. Проработав диспетчером три года, научилась основному — организовывать и контролировать работу водителей, отслеживать, как они выполняют планы доставки грузов, узнала о нормативах безопасности, стандартах перевозок, ведении документации и многом другом. У меня появились необходимые контакты для самостоятельной работы — экспедиторы и специалисты, организующие доставку груза от различных компаний. В это же время я познакомилась с будущим мужем, который тоже работал в этой сфере.
Через три года компания разорилась. А пока я была без работы, ездила с мужем в рейсы и обеспечивала его с коллегами заказами через биржу грузоперевозок. Трасса до Архангельска одна, поэтому на стоянках и в кафе мы часто встречались с ребятами, которые раньше сотрудничали со мной. Они жаловались, что сложно найти хорошего диспетчера, который бы отгружал частные машины. Супруг предложил мне открыть свою компанию, но я считала, что не готова. А через некоторое время поняла, что фактически уже работаю на себя, решилась и документально оформила деятельность — так появилась «Автологистика».
Мои первые шаги в качестве предпринимателя были смешные, нелепые. Я сняла офис, где сидела на компьютерных коробках за кухонным столом. Первые два года одна выполняла функции всех сотрудников: была менеджером, диспетчером, вела бухгалтерию, убирала помещение.
Коммуникация с мужчинами — перевозчиками грузов шла сложно, но я понимала, что мне не хватает знаний, поэтому выезжала на загрузку товара, изучала технические параметры автомобилей, нюансы размещения груза и то, какая машина нужна конкретному клиенту. Когда окружающие поняли, что я во всем разбираюсь — появилось доверие.
Осознала, что одной меня уже не хватает, когда попала в больницу — высокая температура, мне надо отдыхать, а я работаю. Выздоровела и наняла первых сотрудников, начала выстраивать систему работы.
Сложные времена
В 2015 году заказчик, с которым мы успешно сотрудничали, объявил себя банкротом. Его долг перед «Автологистикой» составил 7,5 миллионов рублей. Часть денег мы смогли вернуть, но сумма в 3 600 000 рублей так и осталась. Для меня это были не просто огромные, а космические деньги! Из-за такого кассового разрыва мне нечем было платить сотрудникам, партнерам — мой телефон разрывался от звонков, с меня требовали деньги, угрожали. Это был очень нервный период, который продолжался около года. Объективно было два выхода: скрыться, уехав за границу, или взять себя в руки и заработать эти деньги. Я честный человек и, конечно, подставить людей не могла. Взяла два кредита, расплатилась со всеми до копейки и, вернув доверие сотрудников и партнеров, продолжила работать.
Кредиты не только мотивировали меня зарабатывать больше, но и заставили провести работу над ошибками. Если заказчики задерживали оплату, брала гарантийные письма в качестве подтверждения обязательств. Я на несколько лет вперёд расписала стратегический план компании, научилась держать фокус внимания на важных задачах и открыла еще одно направление — экспедицию грузов.
Когда рентабельность бизнеса стала выше ставки по кредиту, я начала изменения:
- Выстроила организационную структуру компании. У нас появилась юридическая служба, состоящая из нескольких человек. Я поняла, что юр отдел нужен не только крупному, но и малому бизнесу. Начинающие предприниматели обычно рассуждают так: «наша компания молодая, долгов пока нет, на проверки от госорганов у нас мораторий, а если появятся вопросы, то все можно найти в интернете». Это — заблуждение, законодательство меняется очень быстро, уследить за нововведениями могут только профессионалы, а непродуманные действия руководителя негативно отражаются на репутации и приводят к финансовым убыткам, как случилось со мной.
- Компания стала участвовать в электронных торгах и выигрывать государственные и коммерческие тендеры. Такая работа добавила нам рентабельности. А участие в госзакупках гарантировало, что наши услуги будут оплачены в полном объеме.
- Время — деньги, своим клиентам я предоставила гарантию, что доставка груза произойдет точно в срок, поэтому от заказчиков, которые несвоевременно организуют погрузку и выгрузку — я ушла.
- Сделала акцент на работе с постоянными клиентами в долгосрочной перспективе. Мы стали работать с крупнейшими компаниями, самые известные из них: «METRO», «Эльдорадо», «Лукойл», «Детский мир», «М.Видео», «Норникель», «Лента», «МТС», «Леруа Мерлен», «KNAUF».
Я уверена, что каждая сложная ситуация помогает нам стать сильнее. Меня она научила безэмоционально решать проблемы, показала, что выход есть всегда, а с людьми можно договориться, особенно если говорить по-человечески. Несмотря на тяжелые времена, я искренне благодарна за этот опыт. Именно он позволил мне добиться того успеха, который есть сейчас.
Когда меня спрашивают, есть ли у меня секрет. Я отвечаю: «Да! Я полюбила проблемы. Мне искренне нравится их решать».
Формула успеха
Если говорить о формуле успеха в нашей сфере, то для транспортной компании это — пунктуальность, надёжность и качество. Грузы, которые нам доверяют, должны быть доставлены в полном порядке и точно в срок. При этом заказчики и клиенты хотят быть уверены в надёжности компании. Но от себя я в эту формулу добавила аккуратность и работаю только с теми, кто разделяет мой подход. Соблюдение чистоты в автомобиле — одно из ключевых требований к сотрудникам. Каждого новичка я предупреждаю: «у нас в машинах не курят и всегда должен быть порядок». Если правило не соблюдают, прощаемся без лишних слов. Вообще, главное в бизнесе — это люди, во всех моих достижениях они играют большую роль. Мне очень повезло с командой. Она формировалась достаточно долго, но сейчас каждый по-настоящему на своем месте. В связи с развитием мы в поиске свежих кадров. Я вообще люблю новых людей, считаю, что они приносят новое дыхание.
Кстати, несмотря на стереотип, что грузоперевозки — не женское дело, у нас работает много представительниц прекрасного пола. Ведь я на своём опыте знаю, какими невероятными ресурсами обладают девушки.
Если говорить о личном, то может быть для кого-то я и добилась успеха, а для себя — ещё нет. Но говоря о своих качествах, отмечаю настойчивость, честность и умение планировать своё время. Последним двум пунктам научили дети. У меня их трое. Считаю, что именно они способствуют достижению целей. А ещё надёжный тыл. У меня прекрасный муж, который позволяет мне реализовывать себя и помогает в бизнесе. Уверена, что успех приходит к тому, кто научился жонглировать всеми сферами жизни — работой, семьей и личным пространством.
Что такое «Автологистика» сегодня
Сейчас я горжусь, что за десять лет мне, девушке из маленького городка, удалось построить компанию, вошедшую в ТОП-100 лучших транспортных компаний России. Что за десять лет мы выполнили более десяти тысяч перевозок, а наш оборот составляет более 200 миллионов рублей. И развитие продолжается — увеличивается штат, выигрываются крупные тендеры, значительно расширился парк машин. В прошлом году многим предпринимателям в транспортной сфере пришлось нелегко, пандемия стала настоящим испытанием для бизнеса. Но на некоторых компаниях, и на нашей, в том числе, кризис сказался позитивно. Во время самоизоляции резко вырос спрос на покупки в интернет-магазинах, из-за этого увеличилось число заказов на перевозку сборных грузов — сегмента, где работает «Автологистика». Чтобы справиться с увеличением нагрузки, мы купили сразу пять двадцатитонных фур, стоимость каждой — около 15 миллионов рублей. И мы не планируем останавливаться. В ближайших планах увеличить парк до 20 машин.
При этом мы разделяем концепцию корпоративной социальной ответственности и поддерживаем экологические стандарты принятые в ЕС. Двигатели наших машин работают на мочевине (AdBlue) — безвредной для человеческого организма жидкости, которая снижает вредность выхлопных газов на 90%.
А в рамках нашей социальной политики стремимся решать более точечные задачи и поддерживаем спортивную команду города по мини-футболу, предоставляя спортсменам возможность выступать на городских соревнованиях.
Если говорить о моей глобальной цели, то она далеко не в цифрах. Я не стремлюсь к масштабированию бизнеса, а делаю акцент на качестве. Хочу, чтобы мы, как «Газпром», стали компанией приоритетного выбора для сотрудников. Чтобы соискатели хотели работать в «Автологистике». Ровно к тому же я стремлюсь во взаимодействии с партнёрами и заказчиками. Придерживаюсь правила, что работать нужно из состояния свободы и получать удовольствие от того, что делаешь — тогда и деньги приходят легко.