Генеральный директор и сооснователь инвестиционного бутика «NRFC» Василий Коновалов рассказал BS, как почти 20 лет вынашивал идею собственного бизнеса, но всё равно оказался не готов к слишком стремительному росту.
Готовился к своему бизнесу почти 20 лет
Я пришёл в инвестиционную сферу в начале 2000-х, когда этот сектор только начинал развиваться в нашей стране. Сначала работал в найме. Чуть больше 2 лет назад вместе с Петром Бубновым создал NRFC (Noble Russian Finance Club). То есть наша компания совсем молодая, но к её основанию мы шли почти 20 лет. Именно тогда мы, два начинающих специалиста, начали формировать те принципы и ценности, которые легли в основу нашего проекта.
Главное, чем мы рисковали, когда стартовали, так это своей репутацией. Мы начинали бизнес с очень узкой группы людей, которые привыкли нам доверять за многие годы, когда мы управляли их средствами, работая в классических финкомпаниях, и которые в нас поверили на самом старте.
Вложились в открытие, потому что внешность тоже имеет значение
Поскольку идея вынашивалась давно, концепция, бизнес-план и все оргвопросы много раз прокручивались в голове, и было абсолютное понимание того, что хотим и что для этого нужно.
Мы арендовали офис и сделали хороший ремонт, позаботились об обстановке – не только столы и компьютеры, но и лаунж, кресла, кофе и не только, чтобы можно было спокойно, в неформальной обстановке провести встречу и обсудить нужные вопросы.
На запуск офиса и необходимое оборудование ушло примерно три месяца и 5-6 миллионов рублей.
Первые клиенты
На старте мы продолжали сотрудничать с клиентами наших бывших работодателей – со многими мы стали близкими друзьями, партнёрами по тем или иным проектам, не связанным с инвестициями.
К нашему удивлению, главным каналом продаж стало «сарафанное радио». Пробовали разные варианты – от YouTube-каналов до участия в конференциях. Лучше всего работают личные рекомендации – по ним сейчас к нам приходит более 60% новых клиентов.
Работать приходилось по 24 часа 7 дней в неделю. И это не фигура речи. Многие зарубежные рынки работают в то время, когда в Москве глубокая ночь, страна у нас тоже большая, а потому на запрос клиента нужно быть готовым ответить не только, когда в Петропавловске-Камчатском полночь, но и в то время, когда там 15.00.
Мы сами были менеджерами по продажам и аналитиками, маркетологами и спикерами, блогерами и бэк-офисом.
В поисках вдохновения
Количество клиентов росло, мы уже физически ощущали потребность в подпитке: нужны были и новые люди, и новые знания. К тому времени мы уже присоединились к бизнес-клубам, таким как «Атланты» и сообщество выпускников МВА программ Сколково, и попали в комьюнити близких по духу людей. На встречах мы знакомились, общались, перенимали опыт, делились проблемами и находили подрядчиков. Да, именно в клубе мы нашли так необходимых нам маркетологов. Это позволило немного «выдохнуть» и даже съездить на несколько дней отдохнуть.
Главной проблемой стал стремительный рост
За время, пока мы вынашивали идею, всё было продумано до мелочей – концепция бизнеса и её реализация, формат взаимодействия с клиентами, партнерами и агентами, каналы продаж, договорная база.
Единственное, к чему мы оказались не готовы, так это к таким бешеным темпам роста. Звучит, наверное, дико, кто-то скажет: «Мне бы ваши проблемы». Но такова реальность: чтобы из-за масштабирования не страдало качество, нам пришлось много работать. Несколько месяцев без сна и отдыха дались не просто, но мы справились и сейчас у нас хороший запас прочности.
Когда мы вырастем…
Наша цель – стать лидерами по технологичности на финансовом рынке и одним из самых заметных финтех-проектов.
Отчасти ставить амбициозные цели помогает окружение. Ментально меня сильно обогатило присоединение к бизнес-клубу «Атланты», где я попал в среду активных бизнес-лидеров, которые заинтересованы в развитии – и своём лично, и своих бизнесов, и целых индустрий.
Нам близка сама идея клубной культуры. Даже наша компания представляет собой некий клуб по интересам – NRFC – в этой аббревиатуре буквы F и C означают «финансовый клуб».
Для нас быть частью клуба – это возможность саморазвития, новые знания, идеи, возможность масштабирования.