Александр Тюльпанов был обыкновенным наёмным сотрудников. Идея собственного бизнеса пришла ему в голову во время обеденного перерыва. Спустя два года он делает примерно тысячу продаж в месяц, а в будущем году намерен иметь выручку 600 млн рублей.

Вложил зарплату и открыл свой бизнес

История моей компании Watchsport.ru началась в 2011 году. Тогда я работал наёмным сотрудником в одной компании, но страстно желал открыть своё дело.

Идея возникла спонтанно: я обнаружил, что часы для занятий спортом, которые были тогда у меня на руке, не купить просто так в России. Эти часы измеряли пульс, давление, имели встроенный GPS, барометр, альтиметр и компас, считывали скорость и расстояние. Я купил их у российской компании, которая, вроде бы, ввозила их не совсем легально.

Промониторил аналоги в Европе, нашёл возможность приобрести достойные часы, но без русскоязычной инструкции и упаковки. Решив, что это не так уж и важно – инструкцию напечатаю сам – я рискнул.

Сам создал сайт, и параллельно с основной работой, начал продавать финские часы.

Инвестициями стала моя зарплата, которую я частично вложил в покупку часов, частично – в продвижение сайта. Название пришло в голову легко: раз я планировал продавать спортивные часы, то подумал, что сайт должен называться sportwatch. Этот домен был занят, поэтому я просто поменял местами слова и получилось Watchsport.ru.

Жена сказала: «Хватит!»

Первый год был самым тяжелым. Я был и оператором на телефоне, и курьером, и бухгалтером. Работал почти без сна и отдыха. Денег хватало только на закупку товара, который я складировал прямо у себя дома.

Хорошо помню, как мы с супругой ехали по городу. Она увидела в окне на здании баннер с надписью «Аренда» и сказала: «Всё, забирай свои часы из квартиры и снимай офис».

Мы тогда ждали пополнение в семье, и я понимал – нужен рывок, я должен снова рискнуть, чтобы выйти на новый уровень. Снял офис, закупил торговое оборудования и сделал первую оптовую закупку. На это ушло около 300 тысяч рублей. Персонала всё ещё не было, я работал один.

Ошибки роста

Ошибок, конечно, было много. Одна из главных: моё решение в какой-то момент расширить ассортимент за счёт ножей и фонарей. Тогда это казалось мне гениальной идеей. Теперь я понимаю, что специализация розничного интернет-магазина очень важна: при добавлении товаров другого профиля клиент уже не может отличить тебя от обычного маркетплейса. Когда товара много, и он разный: носки, трусы и часы, – теряется весь смысл.

Я решил, что буду специализироваться именно на спортивных часах. Причём не просто продавать их, но и давать клиентам профессиональные консультации по выбору и использованию.  

Что имеем сейчас

Сейчас компания в лидерах рынка продаж носимой электроники для спорта и активного образа жизни. Мы не только завозим европейские марки, но и создали свой собственный продукт: часы и фитнес-браслет китайского производства.

В штате у нас 12 человек: пять продавцов на телефоне и в шоуруме, четыре курьера и собственная бухгалтерия. Дополнительно привлекаем программистов и специалистов по рекламе.

Основная целевая аудитория компании – молодые активные люди от 25 до 35 лет со средним достатком. В основном мужчины и вопреки распространённому мнению, они вовсе не профессиональные спортсмены. Скорее это люди, которые только начинают заниматься спортом. В месяц у нас более 1000 покупателей, средний чек составляет 17 тысяч рублей.

Для продвижения используем контекстную рекламу, Яндекс.маркет, работу с тендерами и сотрудничество с персональными тренерами в фитнес клубах, которые являются нашими партнёрами.

Пробовали участвовать в специализированных выставках, но это не принесло результата. Ещё у нас была собственная розничная сеть, которая оказалась нежизнеспособна, и мы быстро это поняли: последний магазин я успел закрыть в феврале 2020 года.

Как пережили кризис и пандемию

Ситуация с коронавирусом сильно отразилась на бизнесе. В апреле и мае выручка упала более чем в 20 раз. Тем не менее мы попытались сохранить коллектив и боевой настрой команды. Невероятно, но уже в июне мы показали максимальный результат за всю нашу историю: продажи были даже выше, чем в традиционно удачном декабре.

Сейчас главная головная боль – это курс доллара, от которого мы зависим. Удерживать цены на приемлемом уровне непросто.

Планы на будущее

В планах стать русским Amazon в сфере smart-элетроники для спорта и активного образа жизни.

Хотелось бы на основе существующего бизнеса развить ассортимент в области носимой электроники. Увы, в России не представлено достаточно брендов, которые мы бы хотели продавать: то ли они не верят в российский рынок, то ли боятся. Я начинал переговоры с потенциальными партнёрами из Германии, но пока безуспешно.

В 2021 году планируем сделать выручку более 600 млн рублей и увеличить ассортимент в два раза. Амбициозно? Да.

Несколько месяцев назад я вступил в бизнес-клуб «Атланты», так как хочу получить поддержку единомышленников и новые идеи для развития своего бизнеса. Приятно удивлён тому, сколько умных и талантливых ребят собралось в одном месте. Уверен, я смогу многому научиться у них и поделиться своим опытом.