Ирина Точилина, основатель и генеральный директор международной франчайзинговой сети семейных кафе «Хомяк» рассказывает, с какими ошибками она сталкивалась при открытии своего дела и как их избежать.
1. Действовать вне закона
В какой-то момент мы арендовали помещение по «серому» договору. Когда захотели выехать, арендодатель отказался возвращать залог, поскольку аренда не была официальной. Мы потеряли большую сумму, и несмотря на выгодные условия, с серой арендой больше не связываемся.
Вывод: настаивайте на заключении договора и не стесняйтесь задавать вопросы. В лучшем случае невнимательное чтение договора и неоформленные бизнес-отношения – это потеря средств, в худшем –потеря бизнеса и разорение.
2. Брать друзей на работу
Я потеряла всех друзей, которых нанимала на работу. Но самая грустная ситуация случилась с моей тётей, которая нянчила меня всё детство: я взяла ее поваром в свое первое кафе, и после того, как она стала моей подчинённой, отношения испортились. Сейчас мы общаемся, но не так тесно.
Вывод: дружба предполагает, что партнёры равны. Как только баланс меняется и кто-то становится руководителем, сохранить дружбу невозможно.
3. Считать, что знаешь своих клиентов
В Хомяке мы организуем детские праздники – казалось бы, аудитория известная, мамы детей от 1 года до 15 лет. В какой-то момент мы начали вводить новые программы, в полной уверенности, что они станут «хитом». Но наши клиенты считали иначе, и шоу не пользовались успехом. Пришлось срочно пересматривать концепцию.
Вывод: перед вводом нового продукта опросите своих действующих клиентов или изучите интернет. Возможно продукт, который нравится вам, совсем не нужен вашей аудитории!
4. Бояться ошибок
Любая ошибка – это опыт. Успешные люди быстро реагируют на ошибки, исправляют их или учатся, а неудачники складывают лапки и забрасывают мечту о своей компании.
Вывод: скорость реакции на ошибку определяет успех. Исправляйте то, что нужно и можно исправить, и вооружитесь здоровым пофигизмом, если ошибка некритична.
5. Расслабляться
Бизнес как велосипед: перестанешь крутить педали – свалишься. Всегда есть то, что можно улучшить, доработать, обновить.
Вывод: постоянное развитие – это образ жизни. Развитие личности руководителя необходимо для развития компании.