О том, как стартапу заинтересовать бизнес-ангелов, рассказывает Максим Белухин, сооснователь бизнес-школы executive-коучинга PresentPerfect. 

Сразу скажу: я сам в привлечении инвестиций плох — но вовсе не потому, что не могу заинтересовать других бизнесменов. Наоборот, ко мне регулярно приходят люди, которые хотят финансово вложиться в мои проекты, но я им отказываю. Дело в том, что я в каком-то смысле ретроград: считаю, что надо зарабатывать на развитие своего бизнеса самостоятельно. Но это не значит, что такой принцип подходит всем. Более того, я постоянно консультирую предпринимателей в поисках инвестиций. 

Что важно помнить

Четкая идея

Концепт вашего стартапа должен быть очень конкретным и закрывать определенную нишу, потребности рынка. Нельзя прийти к инвестору и сказать “Хочу сделать приложение для доставки продуктов”. Правильный вариант: “Хочу сделать приложение для доставки эко-овощей на Патриарших прудах с максимальным временем доставки 15 минут”. Максимум определенности, минимум общих слов и идей. 

Анализ конкурентов

Если вы радостно сообщаете инвестору, что конкурентов у вашего гениального стартапа нет, — это очень плохо. Потому что конкуренты, конечно же, есть, их много, и ваш собеседник об этом знает. Более того, очень важно правильно их проанализировать. Конкуренты могут быть вообще из другой отрасли — не только такие же компании, как ваша, но и те, кто по-другому удовлетворяют потребность, которую вы хотите закрыть своим бизнесом. Простой пример: вы хотите открыть образовательный проект, и на вопрос инвестора о конкурентах называете другие школы и обучающие центры. Но на самом деле, ваш конкурент, например, онлайн-платформа для просмотра кино. Потому что образование в наше время перешло в систему впечатлений. Все это важно тщательно проанализировать. 

Кладбище идей

Еще одна ошибка — убеждать инвестора в том, что раньше таких проектов не существовало. Существовали, конечно же, и ваша задача в том, чтобы составить “кладбище идей”, релевантных вашему стартапу, и выяснить, почему они не взлетели. Учтите все их ошибки в стратегии и продемонстрируйте это своему бизнес-ангелу.

Емкость рынка

Вы должны понимать (и уметь объяснить инвестору), кто ваши потенциальные клиенты, а главное, какой у них предел. “Я осчастливлю всех!” — нет, это не работает. Вы должны показать, что посчитали людей, которые предположительно будут покупать ваши услуги, посмотрели, как устроен рынок в вашей сфере, на что ваши потенциальные потребители тратят деньги сейчас. Если вы придумали очень хороший, но очень дорогой продукт, не  нужно рассказывать инвестору, что его купят все. Спрос на него не будет большим, и это должно быть заложено в бизнес-модель.

Команда

Есть люди, которые сами по себе являются брендами, — они известны на рынке благодаря уже реализованным успешным проектам, и бизнес-ангелы охотно вкладываются в их новые начинание. Но таких людей меньшинство, и скорее всего, вы в их число не попадаете. Именно поэтому очень важно презентовать инвестору свою команду — людей, которые вместе с вами будут создавать проект. Вы должны показать других профессионалов, кроме себя самого. Варианта три: либо ты очень крутой — тогда деньги дают под тебя, либо ты собрал крутых людей — и тогда деньги дадут под них, либо в тебя уже вложились какие-то известные инвесторы или фонды. Вариант с хорошей командой —  практически беспроигрышный! 

В заключение

И последнее, чтобы подбодрить начинающих стартаперов. Помните, что серьезные бизнесмены обычно вкладывают деньги в другие проекты “широко”, не являясь специалистами в той области, в которую инвестируют. И это — нормально. Я и сам недавно стал бизнес-ангелом, вложившись в проект, в теме которого не слишком разбираюсь. Ты смотришь на предпринимателя, на степень доверия к нему в бизнес-сообществе, на его идею и команду — и принимаешь решение. 

«Заваленные» проекты — не повод для отказа. Наоборот, если стартапер остается на рынке, несмотря на неудачи, и продолжает бороться, это повод для инвестора обратить на него пристальное внимание.