Как не опускать руки и всегда находить решения? Марина Иванова, руководитель студии SHISHKA decor, рассказала BS, как один бизнес умер даже не начавшись, второй стал популярен у звезд и закрылся, а третий возродился и успешно работает до сих пор.

Наша студия декора SHISHKA decor помогает людям сделать их мероприятия и праздники особенными. К нам обращаются за декором самых разных событий: свадьба, день рождения, корпоративный праздник, новогодний декор, конференция, выпускной. Мы занимаемся застройкой, флористикой, производством декораций для праздников и деловых мероприятий.

Из найма в бизнес

Определяющего момента в решении открыть свой бизнес не было — просто надоело сидеть в найме. Созрело это решение довольно быстро. От идеи до увольнения прошло буквально два месяца.

В 2007 году я работала в должности HR-директора в транспортной компании, численностью 250 сотрудников. Карьера шла в гору. Зарплата росла. Уважение руководства тоже. 

В один момент захотелось добавить перчинки в свою размеренную жизнь, и я решила уволиться и открыть свой бизнес.

Продала идею своему тогда еще молодому человеку Жене (сейчас мужу). Он тогда начинал карьеру в крупном инвестиционном холдинге. Женя тоже загорелся, и мы начали подготовку.

Поддержки не было ни от кого. Я уходила с должности директора по персоналу, с хорошей зарплатой, стабильностью и всем тем, о чем многие мечтают. Уходила в неизвестность, открывать… рекрутинговое агентство.

Почему именно его? У меня был твердый навык в подборе персонала, и я была уверена, что бизнес полетит ракетой. 

Первый провал и новая идея

Первая сложность оказалась в том, что найти офис в Москве не так то просто. Вернее, найти офис под наш бюджет, чтобы соискателям было удобно добираться, и в приличном районе, было просто невозможно.

Женя сутками ходил пешком по разным бизнес-центрам и искал нужную площадь. И только мы нашли что-то вменяемое на Ткацкой улице, как наша бизнес-модель разрушилась.

В 2008 году, когда все происходило, начался очень сильный кризис и массовые сокращения. Идея с рекрутинговым агентством стала очень нерабочей. Провальной.

Возвращаться на старое место я не хотела. Искать новую работу было маловероятным — везде сокращали персонал. Либо пришлось бы идти на более низкую зарплату. Женя вообще тогда только начинал карьеру и кормильцем семьи стать в то время не мог.

За семейным столом мы начали генерить идеи — что будет работать в кризис? 

Путем мозгового штурма, пришли к тому, что свадьбы, детские праздники, дни рождения, празднуются всегда. И быстро сменили вектор — вместо того, чтобы руководить персоналом на крупном предприятии, я научилась делать сердца из шариков.

Работа руками. И сутками

Это был довольно сложный период. Мы работали сутками. Мы сами искали клиентов во VK (тогда только эта соцсеть работала). 

У нас было 45 аккаунтов, с которых мы добавляли в друзья людей со статусом «помолвлена», и предлагали им в переписке наши услуги.

Портфолио сначала «взяли» с зарубежных сайтов. Затем постепенно заменяли своими работами.

Напечатали листовки и раздавали их у ЗАГСов. Раньше у ЗАГСов, чтобы подать заявление, дежурили огромные очереди. Мы в эти дни приезжали туда и раздавали там свои листовки.

Сайт нам сделал мой двоюродный брат, ITшник. Каким-то чудом он вышел в ТОП, и мы получали заказы с сайта.

Давали рекламу в свадебные журналы — брали сразу несколько объявлений, с разными номерами телефона, чтобы отслеживать рекламу. А в случае, если человек звонил на разные номера, а оба телефона были у кого-то из нас, мы меняли голос, и делали клиенту другой оффер.

Со временем у нас появилась команда и мы делегировали работу руками. Самое сложное было наладить внутренние процессы, расчет материалов и учитывать все возможные форс-мажоры.

Рождение и смерть второго бизнеса 

Через несколько лет мы открыли свадебного агентство, которое продвигали практически также — через ВК.

Сразу пошли классные проекты, звезды шоу-бизнеса. Мы закрыли направление с шариками, перестали сами делать декор, ушли в работу организаторов. В 2014 году мы были на слуху у всей Москвы. Проекты были крупными. Нас передавали из рук в руки.

У нас на головах выросли большие короны «Я все знаю. Я самый умный». Вот тогда и начало умирать наше агентство.

Через свою самоуверенность мы не заметили, как рынок ушел в сторону уникального декора, смыслов и режиссуры. Мы остались на прежнем уровне. Дорогие клиенты уже не шли. Бюджеты начали падать. Я словила сильное выгорание.

В 2017 году мы решили возродить направление декора — денег стало заметно меньше, и дополнительное направление бизнеса должно было решить проблему.

Но проблема не решалась. Я забеременнела, и тратить время на невест в том объеме, в котором это делает организатор свадеб, я больше не хотела.

Пришло время принимать важное решение…

В 2020 году мы закрывали свадебное агентство.

Новый рывок

И буквально за 3 года мы сделали невероятный рывок в той сфере, которая была последние годы дополнительным заработком!

Мы вложились в брендинг. Освоили таргетированную рекламу. Начали вести социальные сети не так, как это делают другие. Собрали команду, которую тоже постоянно обучали. Наладили внутренние бизнес-процессы, создали скрипты расчета проектов. Оптимизировали что только можно. 

Сейчас у нас самая популярная в Москве студия декора событий. Мы обрабатываем огромное количество заявок. У нас минимальный чек 200 000 рублей и 250 проектов в год.

Мы постоянно развиваемся. В продукте. В сервисе. В маркетинге. Во всем! Слишком болезненный был опыт прошлого, который показал мне как нельзя вести бизнес.

Советы предпринимателям

Что бы я сказала себе тогда?

  1. Действуй! Просто действуй! Вопреки. Против мнений твоих родных и друзей.
  2. Никому не нужен твой успех, кроме тебя. 
  3. Никогда не будет “идеального” времени для открытия бизнеса. Всегда что-то будет происходить.
  4. Поэтому будь адаптивным, люби свой продукт, и просто действуй!
  5. И никогда, слышишь? Никогда! Не останавливайся в развитии!