Николай Пак, основатель Федеральной сети секций робототехники «Лига Роботов», рассказывает, как интересное хобби студентов-инженеров превратилось в прибыльный бизнес, зачем перенимать зарубежный опыт и как выиграть конкуренцию в мире.
Николай Пак — основатель Федеральной сети секций робототехники «Лига Роботов», член национального совета World Robot Olympiad, эксперт и руководитель регионального представительства Российской ассоциации образовательной робототехники, тренер всероссийской сборной по робототехнике, судья высшей категории, председатель оргкомитета «WRO» по НСО, «WRO» Chief Judge, неоднократный победитель национального и медалист нескольких всемирных этапов «WRO».
От создания роботов для души к обучению робототехнике
Когда я был магистрантом, я даже не задумывался о термине «продукт». Надо просто делать то, что интересно. Мы именно так и начали. Даже не зная, окупится это или нет. Мы начали создавать роботов, дронов, андроидов, вообщем то, что нам самим было интересно. Этим мы повышали свою квалификацию. Я потратил на это свои 1,5млн, накопленные с киберспорта. В какой-то момент нас начали «атаковать» заинтересованные родители, которые хотели, чтобы их дети занимались у нас робототехникой. Поначалу мы отказывались, так как мы не специалисты и не педагоги. Но в итоге все же взяли тестовую группы из 20 ребятишек, начали из обучать. Кстати, именно в эту группу входил нынешний чемпион World Robot Olympiad в Старшей категории. В начале обучали бесплатно, в лицее при НГТУ. А потом мы поняли, что обучать можно платно. Именно тогда родился продукт. Дальше мы постепенно прорабатывали методику и все нюансы. И в последствии вывели эту идею на уровень Федеральной сети секций робототехники с 30 000 учеников по всему миру.
Стратегия развития
Мы поняли, что это востребованная услуга. Далее был сложный процесс – пришлось поездить в Японию, США, Малайзию, Индонезию, Китай, посмотреть, как у них все это устроено. То есть, мы в начале провели аналитику, кто уже обучает робототехнике. Оказалось, что рынок почти пустой. Как только мы отладили работу на одном филиале и заполнили его, я начал думать о развитии филиальной сети по городу. Сразу возник вопрос, как не потерять качество. Начали выстраивать модель эмпирическим путем. Открыли несколько филиалов. Тогда думали, что это наш предел. Очень много всего пришлось переделывать, так как мы не бизнесмены, а изначально инженеры. Позже нам еще предложили продать франшизу. Заинтересовались другие города, а потом и другие страны.
Стратегия была следующая – делай, что должен, и будь, что будет.
Сейчас у нас партнеры в 48 городах. И все объединены в сеть. Так что можно сказать, что у нас много умных голов. У нас отличные партнерские отношения, благодаря чему мы не перестаем развиваться. Во всей нашей работе можно выделить 2 ключевых фактора – это обратная связь и командная работа.
Продвижение
До сих пор у нас основная реклама – это сарафанное радио. Нужно просто делать свое дело хорошо. Можете себе представить, я в первые 3 года ни копейки на рекламу не потратил. В то время вложений требовалось больше в оборудование, зарплаты и прочее. Сейчас с таким масштабом мы, конечно, уже не можем ограничиваться только сарафанным радио, поэтому выделяем бюджеты на рекламные компании.
Также, планируем развиваться на Youtube и Telegram. На этих каналах мы стараемся давать полезную информацию для родителей, объясняем перспективы. Это повышает доверие к компании.
Как формировали команду
В начале была идея нанять исполнительного директора, так как сами мы были еще студентами. В итоге все делали сами. Я пытался выстроить систему так, чтобы самому в будущем не работать, как бы провокационно это не звучала. Сейчас уже есть слаженная команда, которая работает автономно от меня. Формировалась команда по наитию, оставались самые сильные. За время существования проекта много сотрудников сменилось, разные ситуации были.
Тот, кто после всего остается с тобой и разделяет твои взгляды, и есть твоя команда.
Тут главный судья – время. Я старался подбирать честных людей и профессионалов хоть в чем-то. Изначально кадровые перестановки были чуть ли не каждый месяц. Но мы этот хаос пережили, и сейчас все устаканилось. Сейчас у нас команда молодых профессионалов, которые болеют за свое дело.
«Лига роботов» сегодня
Сейчас, можно сказать, что «Лига Роботов» выиграла конкуренцию в мире. Кроме того, мы чемпионы мира по спортивной робототехнике на World Robot Olympiad. У нас 48 городов, 7 стран, 30 000 учеников. Поэтому мы одни из лучших по качеству обучения, по масштабу, по «семейственности» партнеров. В этом году наши франчайзи заняли просто рекордное количество призовых мест на соревнованиях по робототехнике.
Планы на будущее
Создать аналог MIT (Massachusetts Institute of Technology) в России. Подробно о планах мы как раз недавно сняли видео:
Сейчас в индустрии будет огромное внимание к искусственному интеллекту. Хотя я глубоко уверен в том, что это невозможно.
Готовим соревнования по киберспорту. Хотим сделать что-то вроде FIFA в робототехнике.
Большая вероятность, что скоро откроем филиалы в Японии, Китае, в Европе.