О ситуации на партнерском рынке, и почему важно регулировать эту отрасль в России, рассказала Мария Михайлова, CEO RC Group, член Экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству.
В России около 700 компаний, которые работают по сетевой модели. В этой сфере заняты более 7 млн человек, их количество растет. Но в стране не существует отдельного, законодательно выделенного вида бизнеса, определяемого как «сетевой» или «партнерский». Отрасль подлежит регулированию только общими законами РФ. Это серьезный пробел, который предстоит устранить.
В нерегулируемое правовом поле так и будут появляться новые финансовые пирамиды и мошеннические сетевые схемы. Их негативная репутация отбрасывает тень на добросовестные партнерские компании. В итоге весь рынок под угрозой недоверия.
Заявить во всеуслышание
RC Group – одна из первых IT-компаний на рынке, которая стала строить бизнес по сетевой модели. Мы расширили дистрибьюторскую сеть до 60 тысяч человек, открыли более 100 офисов продаж в регионах РФ, Казахстане и Молдове.
Сетевой маркетинг дает практически безграничные возможности расширения бизнеса. Но организовать партнерский бизнес по букве закона сложно. Мы это сделали, получили лицензии, аккредитовались в Минцифры. Теперь хотим на собственном опыте помочь другим компаниям. Ведь за честным и прозрачным партнерским бизнесом – будущее.
Поэтому мы первыми заявили во всеуслышание о регулировании партнерского бизнеса на уровне государства. В 2022 году формировали информационную повестку, проводили круглые столы и конференции в отраслевых сообществах. Поднимали проблемы партнерского бизнеса в СМИ. И добились того, что эту проблематику приняли.
Первый публичный шаг к решению проблем
В составе Экспертного совета при Комитете по малому и среднему предпринимательству Госдумы РФ я представляю ИТ-направление и партнерский бизнес.
Мы подготовили пакет предложений по регулированию рынка партнерских программ. В первую очередь, это правила или критерии, которые определят мошеннические схемы и создадут условия для их ухода с рынка, и вместе с тем помогут добросовестным партнерским компаниям пройти сертификацию и работать в правовом поле.
Существующие партнерские компании должны быть обязательно зарегистрированы в РФ, чтобы вообще иметь право продавать товары/услуги по партнерской схеме населению страны. Либо, если это иностранная компания, то она должна иметь в России зарегистрированный филиал и принимать средства только через российские расчетные счета. Это очевидно. Но по факту из нескольких сотен партнерских компаний только единицы реально работают через российские юрлица. С такой практикой нужно бороться.
В 2023 году в России должны появиться первые реальные инструменты регулирования партнерского бизнеса. Мы работаем над тем, чтобы изначально были приняты правила, а также поправки и дополнения к существующим законам. А в последующем – разработан отдельный закон по направлению партнерской деятельности в малом и среднем бизнесе.
Как партнерским компаниям отстаивать положение на рынке
Мы создали Ассоциацию развития франчайзинга и партнерских программ. Эта некоммерческая организация будет заниматься оценкой и сертификацией партнерских компаний. Мы заручились в этом вопросе поддержкой Госдумы и составили дорожную карту.
Сейчас в Ассоциации формируется наблюдательный Совет, в состав которого войдут другие игроки партнерского рынка, представители органов власти, платежных систем.
Мы работаем над тем, чтобы партнерские компании проходили сертификацию по определенной методике. Она включает проверку юридической чистоты, чистоты приема средств, маркетинговой модели, наличия аккредитации, налогового режима и др.
Сертификация будет поддерживаться авторитетными организациями – как государственными, так и общественными. Она будет добровольной. Компании, прошедшие оценку и сертификацию, получат особый знак качества. Вполне возможно, со временем сертификация станет обязательной.
Пользователи товаров и услуг благодаря сертификации тоже будут легко отделять добросовестную сетевую компанию от мошеннической.
На фоне событий, происходящих в стране и мире, сильно растет значимость бизнеса партнерских программ. В частности тех, которые не завязаны на сырье, а работает в секторе технологий. Партнерская модель – это эффективный инструмент, который позволяет людям не зависеть от экономической ситуации, а благодаря собственному труду расти в доходах.