В мае прошлого года вышел трейлер нового мультсериала «Цветняшки» от анимационной студии Platoshka. Через девять месяцев компания, основатели которой опирались на свой педагогический и управленческий опыт, стала партнером UMG и китайского медиахолдинга UYoung. Генеральный директор и со-основательница студии Platoshka Анна Шелегина рассказала, как они пришли к идеи создания студии анимации, кого искали в команду и почему сразу ориентировались на зарубежных партнеров.

Педагогическая династия

Мама и папа — педагоги. Я четыре года работала директором школы, была преподавателем в университете, руководила одним из подразделений психолого-педагогической службы для детей. Есть ученая степень — кандидат педагогических наук.

Сегодня большинство педагогов не признают тенденции и с недоверием относятся к современным технологиям, поэтому часто не могут наладить взаимопонимание с учениками. При обучении не должно быть диктаторства и неприятия нестандартных подходов. Обучение в современной школе — это большой стресс для любого ребенка. Но если на протяжении всего пути его будут сопровождать родители, принимая активное участие в развитии ребенка, он получит важный опыт.

За годы работы я поняла, что самое главное — взаимодействие с людьми. Если его наладить, то на 90% успех обеспечен.

Как решили создать анимационную студию

Я четыре года работала директором школы, получив за это время грандиозный опыт. Когда родился внук Платон, дочь Яна позвала меня переехать к ним в Москву. Так закончилась моя профессиональная деятельность. После переезда мы много думали о том, как использовать мои навыки и знания по воспитанию и развитию детей, рассматривали вариант с частным детским садом.

Идея создать анимационную студию пришла в 2019 году, когда мы вместе с моим внуком Платоном впервые посмотрели мультфильмы. Как бывший педагог, я сразу обратила внимание на недостатки мультфильмов для малышей: где-то страдает логика повествования и не всегда понятны действия героев, где-то персонажи доносят детям неправильные ценности.

Однажды вечером я, Антон и Яна (моя дочь и жена Антона) обсуждали современную детскую анимацию, потому что Платон ежедневно смотрел мультфильмы. Нам было важно, чтобы он потреблял контент, который положительно влияет на его развитие и формирование вкуса. В процессе бурного обсуждения темы Яна вдруг произнесла: «Вместо того, чтобы критиковать, сделайте свое — то, что отвечает вашим потребностям». Эта фраза стала отправной точкой.

У Антона бэкграунд в инвестировании в производственную сферу, а у меня — опыт в педагогике, управлении организацией и большим коллективом. Мы были далеки от анимации, но идея нам очень понравилась.

В первую очередь мы ориентировались на Платона — следили за тем, какие вещи вызывают у него повышенный интерес, а не пытались отстроиться от конкурентов или скопировать их. Мы создавали качественный мультфильм, поэтому смыслы, которые хотели донести до детей и родителей, всегда были важнее остального.

С первыми людьми должно повезти

Вместе с Антоном и Яной мы подумали, кто нам нужен для того, чтобы мир увидел первые мультфильмы от нашей анимационной студии. Так появился список из десяти-пятнадцати специалистов, на который мы ориентировались. Для поиска профессионалов и единомышленников использовали популярный hh.ru, потому что у нас не было знакомых в индустрии.

С первой попытки не все сложилось, но мы получили важный опыт — на что ориентироваться, какие вопросы задавать, чего ждать от разных специалистов и т.д. И в результате поняли, как должен работать поиск людей к нам в команду. Константин Ануфриев стал первым участником команды. Сегодня это наш креативный директор и большая удача для анимационной студии Platoshka.

Человеку в жизни должно повезти как с первым воспитателем, учителем и руководителем, так и с первыми людьми, которые приходят работать в его компанию.

При этом важно не только найти специалистов, но и обеспечить их всем необходимым, создав благоприятную рабочую атмосферу.

Я с пониманием отношусь к ошибкам сотрудников, поэтому в первую очередь ценю в них умение принимать решения и отвечать за результат. Мне нравятся добрые эмпатичные люди, которые знают, какую реакцию они вызывают у окружающих.

А вот агрессию я не люблю, потому что все люди очень ранимые. И чего точно не приемлю, так это равнодушия. Если с таким отношением подходить к работе, тем более к созданию мультфильмов для малышей, то ничего хорошего не получится. Я уверена, что нельзя заставлять себя делать контент для детей и не любить их.

Если все участники рабочего процесса получают удовольствие, то будет отдача и тепло, которые есть в каждой серии «Цветняшек». За два года с момента создания студии мы серьезно выросли — сегодня в нашей команде 130 человек.

Пишем сценарий, советуемся с психологом

От процесса сочинения песен и сценария к «Цветняшкам» я получаю даже больше удовольствия, чем от управления студией. В основу сценария часто ложатся истории из жизни. Например, я замечаю, что Антон в силу занятости мало занимается с мальчиками. Мне хочется что-нибудь придумать про роль папы в жизни малыша — так появилась серия «Хочу быть как папа».

Потом смотрю, как мой папа взаимодействует с Платоном — появляется серия «Подзорная труба», где волчонок не знает, как признаться дедушке в своем проступке. Первый внук растет и вместе с ним растет количество вопросов. А у меня появляются интересные идеи для серий.

Считается, что наша целевая аудитория — это дети, но я думаю — родители. Никто не учит мам, как складывать пирамидку и играть с ребенком в сортер — сложная технология, которую показывают воспитатели в детских садах. Мамы могут только интуитивно догадываться.

Во втором сезоне «Цветняшек» мы закладываем много посылов специально для мам и пап, показываем положительные приемы поведения родителей в нестандартных ситуациях — что делать, когда ребенок тянется за чем-то в магазине, а мама не может это купить.

Как выглядит производство мультфильма

На создание одной серии мультсериала «Цветняшки» у нас уходит девять месяцев. Это долгий и сложный процесс, требующий повышенного внимания к каждому этапу производства. Сначала мы пишем сценарий и передаем его менеджеру. Подключаем к производству композитора, который сочиняет три-четыре песни для каждой серии нашего мюзикла.

Все наработки передаем режиссеру, чтобы он сделал радиошоу от начала и до конца серии со всеми диалогами и песенками. На следующем этапе мы смотрим и согласовываем промежуточный результат, потому что за ошибки приходится дорого платить.

После прорисовки будущего мультфильма, которую режиссер делает вместе со сторибордистом, начинается процесс производства — все должно быть нарисовано художниками, замоделено моделером, зарегино ригером. Дальше серию передают в layout.

Это уже не просто нарисованные, а первые объемные фигуры — наши герои. Они расставляются по локациям, моделируется ситуация. Параллельно аниматорам даются секвенции, после чего анимация проверяется режиссером серии, дальше идут рендеры.

В это же время происходит запись актеров, которые озвучивают персонажей. При выборе исполнителей мы ориентировались на мнение режиссера и композитора, а также на доступный нам бюджет. Слушали голос, оценивали манеру исполнения.

Потом идет работа звукорежиссера, аранжировщика и приемка серии. Переделки — это очень дорого. Вероятность серьезных корректировок на приемке серии минимальна, потому что до этого она прошла много этапов согласования. Своего рода формальность, но важный эмоциональный момент.

Контролировать процесс на каждом этапе производства и продвижения мультфильмов помогают современные системы — я могу зайти туда в любое время и понять, на какой стадии каждая серия и что делает конкретный специалист. Например, мы используем программу Shotgun, в ней все отлично видно.

Как нашли зарубежных партнеров

Мы сделали красочный сайт, визуально-привлекательную и информативную презентацию, которая позволила выгодно выделиться на фоне конкурентов. Плюс привлекли в отдел продаж квалифицированных специалистов. Это помогло нам быстро стартовать и уверенно набирать высоту.

Мы всегда ориентировались на партнеров, которые помогут нам покорить мир. Но к молодой студии с личными, а не государственными инвестициями, всегда есть определенное недоверие. Однако мы не стали медлить и начали продавать лицензию, когда на руках не было первого сезона. Например, в августе 2021 года мы подписали контракт с китайским медиахолдингом UYoung, когда у нас было 15 готовых серий из 55. Компания, в портфеле которой находится такие бренды как Pokemion и Super Simple Songs, стала нашим официальным представителем на территории Китая. Помогло личное обаяние и уверенность, а также качества, заявленные нами в первых сериях.

Сегодня мультсериал представлен практически на всех российских, а также некоторых зарубежных платформах: Playground TV, Ameba TV, KidsBeeTV, Yeet! Kids TV и Dreamax. В декабре 2021 года мы заключили долгосрочное эксклюзивное партнерство с Universal Music Group по музыкальной дистрибуции — песни из сериала «Цветняшки» появились на Apple Music, Spotify, YouTube Music и других цифровых платформах.

Вывод

Родителям стоит использовать мультики в воспитательных целях. А после просмотра обсуждать с ребенком — какой герой понравился и почему, что интересного было в определенном моменте и т.д.

Если родители не готовы тратить время на обсуждения, то включать ребенку мультфильмы, которые не сделают ничего плохого — не научат его быть агрессивным, после чего он разрушит все вокруг. Я уверена, что потенциал анимации скрывается в вопросах воспитания — показывать важные аспекты взаимодействия людей друг с другом, а не рассказывать детям про счет и буквы.

Сегодня нам нужно научиться зарабатывать больше денег, чем мы вкладываем в производство и продвижение. Наш стратегический план на этот и следующий год — показать себя как студия, которая умеет продавать свой контент и работать с лицензиатами. Это важно, потому что мы не собираемся быть студией одного проекта, хотим попробовать себя в 2D и в 3D производстве.