Многие руководители согласны с тем, что эффективный коучинг является ключом к ускорению роста сотрудников и созданию корпоративной культуры в компании. Но как организация может внедрить коучинг в работу своих лидеров и команд, если такого опыта не было? Профессиональный тренер Елена Челокиди, PCC — основательница Центра развития коучей и наставников и лауреат Премии молодых лидеров Международной федерации коучинга (ICF) предлагает пять шагов для раскрытия потенциала сотрудников через коучинг.
Еще несколько лет назад слово «коучинг» было новым для России, и мало кто понимал его значение за пределами узкого круга специалистов. У владельцев компаний не было возможности осознать, насколько деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, может оказаться полезной для развития команд. Сегодня коучинг признан во многих компаниях как эффективный инструмент для раскрытия потенциала профессионалов всех уровней.
Шаг 1. Четко определите цели для коуча
Коучинг отличается от консультирования, психотерапии и тренингов. С помощью коуча у человека повышается уверенность в себе, а также реализуется его неиспользованный потенциал. Коучинг можно использовать как инструмент для работы с командой или отдельным лицам, но основная цель от этого не меняется: коучинг должен повысить производительность труда.
Часто коуч работает в компании по нескольким направлениям: адаптация новых членов команды, предотвращение профессионального выгорания, управление кризисными ситуациями.
В коучинге результаты достигаются только благодаря слаженной работе коуча и клиента, который ставит личные цели и работает над их достижением. Коуч часто использует глубинные вопросы, чтобы помочь клиенту раскрыть свой потенциал. Основная задача коуча — связать внутреннее самосознание клиента с внешним миром.
Шаг 2: Найдите хорошего тренера
Коуча часто находят тем же способом, каким и хорошего врача — через рекомендации друзей. Если такой вариант недоступен, полезным ресурсом могут оказаться такие поисковые системы как Credentialed Coach Finder ICF. Во время поиска обратите внимание на образование коуча, уровень его опыта и область экспертизы. Обладание Сертификацией в ICF также является надежным показателем того, что коуч обучен лучшим практикам и этическим стандартам коучинга, а также привержен их соблюдению. Это может оказаться важным, так как практически любой человек может позиционировать себя как коуч, даже не имея соответствующей подготовки. Хороший коуч обсудит с вами, чего вы хотите достичь, поможет вам четко определить ожидания и цели, а также установить конкретные критерии результатов, к которым вы будете вместе стремиться.
Шаг 3. Представьте коуча сотруднику, с которым он будет работать
Во время вводной встречи сотрудник и коуч знакомятся друг с другом и определяют цели своей совместной работы. На ней они также формируют направление дальнейшего развития. Эта встреча дает ощущение химии между коучем и клиентом.
Если возможности компании позволяют, лучше организовать вводные встречи сразу с несколькими коучами, прежде чем приступить к работе с одним. Это поможет оценить и учесть разные стили специалистов, найти «своего» человека.
Хороший коуч должен направлять сотрудника во время разговора, но, скорее всего, не даст предписывающих советов — настоящий специалист поможет клиенту найти ответы на нужные вопросы.
Шаг 4: Продолжайте работу над собой после сессий
Хотя продолжительность встреч с коучем обычно предопределена заранее, в процессе работы прогнозируемый период может как увеличится, так и уменьшиться. Обычно встреча с одним сотрудником длится час, а сессия с командой может длиться от 90 минут до двух с половиной часов.
«Правильное» количество сеансов будет варьироваться в зависимости от целей и задач определенного клиента, а также стиля работы коуча, целей и других факторов. Иногда для человека необходим прорыв, и в этом ему помогают один-два сеанса; в других случаях одна цель тянет за собой другую, что может выявить дополнительные задачи, которые необходимо решить в течение более длительного взаимодействия коуча с клиентом.
Шаг 5. Оцените результат
Несмотря на то, что занятия коучингом ограничены определенным периодом, влияние на личность от посещения сессий хорошего специалиста будет долговременным. Результаты, достигнутые в ходе занятий и после их окончания, являются лучшим показателем эффективности коучинга.
Реализованы ли решения, которые человек хотел, но боялся принять? Были ли разрешены потенциальные межличностные конфликты? Повысилась ли эффективность команды? Ответы на подобные вопросы должны проиллюстрировать влияние коучинга на развитие сотрудника или коллектива в целом.
С коучингом потенциал становится реальностью
Независимо от того, работаете ли вы с человеком или в команде, при правильной реализации коучинг является эффективным инструментом повышения производительности, повышения уверенности в себе и построения позитивных отношений в коллективе.
Коучинг в управлении компанией наиболее выгоден, когда и руководство компании, и члены команды разделяют желание расти и совершенствоваться, чтобы решать более сложные задачи. Если сотрудники заинтересованы в профессиональном и личностном росте, коучинг станет отличной отправной точкой для достижения новых высот.