Долго ли просуществует и насколько успешным будет бизнес, который главным приоритетом своего внимания ставит выполнение персоналом плана и KPI, не обращая внимания на его энергетическое состояние? До пандемии это было возможно и даже встречалось сплошь и рядом. Сейчас же рынок работодателя превратился в рынок соискателя, и компаниям все сложнее находить тех, кто готов работать самоотверженно, “несмотря ни на что”, “24/7”. 

Рекомендациями о том, как понять, что такое жизненная энергия в бизнесе, как оценить ее уровень у сотрудников и с помощью каких практических инструментов его повысить, делится эксперт по ресурсному состоянию и витальности (VQ), директор по счастью клиентов коммуникационной группы SmartMotion Ольга Касьян. 

Вы тоже заметили, что сейчас все чаще звучат такие понятия, как “витальность”, коэффициент жизненной энергии (VQ), энергия команды и энергия лидера? Это не случайно.

Время, в которое мы с вами живем, максимально лишило нас какой-либо внешней опоры. Мир настолько нестабилен, что для людей становится жизненно необходимым схватиться за любую “соломинку”. Лишь бы понимать, что она никуда не денется.

Выражение “it’s not personal, it’s business” (“ничего личного, только бизнес”) перестает работать и превращается в “it’s personal and it’s business” (“это личное и это бизнес”), потому что это самое “личное” своих сотрудников бизнес больше не может игнорировать. Более того, умный бизнес количество и качество жизненной энергии своего персонала считает одним из стратегических фокусов внимания. 

Что такое жизненная энергия? 

Это желание и возможность жить, двигаться, достигать, бороться, мечтать, общаться. Если вам скажут про кого-то “какой живчик” и вы представите себе этого человека, с высокой долей вероятности это будет тот, кто обладает высоким коэффициентом жизненной энергии, или VQ (Vitality Quotient). 

Если у ваших сотрудников или лидеров направлений высокий VQ, они заразят им команду, с легкостью будут справляться с трудностями и решать сложные вопросы. Известный коуч миллиардеров Марина Мелия называет эту способность “неоправданным оптимизмом”. Так вот этот оптимизм возможен только у людей с высоким уровнем витальности. 

С теорией разобрались. 

Теперь к практике. Что важно делать, чтобы повысить витальность, или VQ? 

Есть две простые формулы, на которые я всегда опираюсь при работе над своим состоянием (а витальность – это все-таки в первую очередь состояние): 

Формула 1. 

V = I / E

где V –витальность системы.
I – информация, ею используемая.
E – энергия, которую тратит эта система на свое содержание.

Проще говоря, для повышения VQ человеку важно быть жадным до новых знаний и информации, что помогает на одну и ту же ситуацию посмотреть под разным углом. У неопытных людей даже в не самых сложных ситуациях может возникать мысль, что “выхода нет”. А это напрямую влияет на его витальность. Помните, как у Лопе де Вега в “Собаке на сене”: “Кто мало видел, много плачет”. 

Бизнес может и должен в этом помогать своим сотрудникам. Уже сейчас я знаю несколько крупных компаний, которые регулярно проводят вебинары и мастер-классы для сотрудников на темы: как бороться с выгоранием, как быстро войти в ресурсное состояние, как управлять жизненной энергией в течение дня. Они расширяют их информационное поле и дают инструменты, как работать с этой информацией. Просто накопленная информация, лежащая мертвым грузом, витальности вам не прибавит. 

Второй компонент формулы – это энергия и те “программы” в нашей голове, которые, либо расходуют ее, либо помогают сохранить, а еще лучше – накопить. Сейчас много говорят об ограничивающих убеждениях, которые мешают нам жить полной жизнью – с этим тоже важно работать.

Представьте, что в каждом из нас есть внутренняя батарейка. Именно она дает нам энергию для жизнедеятельности. Это дано. И дальше вопрос к человеку, как часто он заряжает свою батарейку и как тщательно работает над устранением бесполезных “программ”, на которые может тратиться энергия в течение дня. 

И тут я перейду ко второй формуле, которая вытекает из первой.

Формула 2.  

Формула энергетического капитала. 

Доходы-расходы = дельта * cмыслы

Доходы – это то, что дает вам энергию

Расходы – то, что ее отнимает 

Дельта – это остаток энергии после всех доходов и расходов (и да, она может быть минусовой) 

Смыслы – это то, что позволяет значительно преумножить наш энергетический капитал. 

Отсюда рождается очень простая методика увеличения витальности: 

  • узнайте, что вас по-настоящему “драйвит” и увеличивайте это
  • составьте список того, что вы терпите, что вас тревожит или раздражает, и постарайтесь избавиться от этого, 
  • всегда держите в фокусе вашу энергетическую дельту
  • находите смыслы во всем, что вы делаете, свой ответ на вопрос “а для чего?”

Что могут сделать лидеры бизнеса уже сегодня, чтобы повысить витальность своих сотрудников? 

1. Честный разговор

Для начала просто показать, что им не все равно. Это уже будет сильно и выгодно отличать их от остальных. Не простые слова: “мы за вел-биинг” и “ворк-лайф баланс”. А исключительно действия, честный разговор со своими командами. Это про заботу. Только настоящую, а не для галочки. Без умных слов и сложных технологий. На человеческом и простом языке. Тренд на искренность и честность никто не отменял. 

2. Дать ответ на вопрос “как”. 

У бизнеса сегодня много ресурсов, которые позволяют дать людям качественные инструменты работы со своей витальностью. Пригласите в офис (или в Zoom) экспертов по этой теме. Вдохновите лидеров мнений и дайте сотрудникам простые и работающие техники.

3. Создать поддерживающую среду в офисе. 

И конечно, все это не будет иметь никакого смысла, если в офисе (даже если он виртуальный) у вас настоящая “соковыжималка”, как назвала HRD одной крупной металлургической корпорации атмосферу в компании. Важно также учить поддерживать ресурсное состояние и витальность самих лидеров, в первую очередь, чтобы они дальше вдохновляли своих сотрудников. 

Это работает в комплексе. Важно направлять фокус. Ведь энергия следует и дает результат только в делах, куда направлен фокус. Желаю вам удачи!