Мария Таланова, руководитель бутикового коммуникационного агентства SMMMASH, рассказала BS о том, как решилась на открытие своего дела и почему важно постоянно развиваться и оставаться открытым всему новому.

В предпринимательстве я с 2020 года. Накануне пандемии приняла решение открыть собственное дело — бутиковое коммуникационное агентство. К этому времени была накоплена обширная экспертиза в сфере цифровых коммуникаций и сопровождения онлайн-проектов. Я пришла в предпринимательство из корпоративного сектора, где на протяжении 10 лет отвечала за цифровые коммуникации, в том числе на международном уровне.

Сегодня мое агентство предоставляет клиентам все типы услуг в сфере цифровых коммуникаций, в том числе: PR, онлайн-маркетинг, дизайн и работа с брендом и персональный брендинг. Мы работаем с клиентами из сферы B2B, в том числе: финтех компании и стартапы, пилотирующие интересные решения для производственных компаний.  

В 2019 году я приняла решение уходить из корпорации и стартовать собственное дело, так как хотела свободы в принятии решений, выборе проектов, и главное расширения профессиональной экспертизы. Работая в корпоративном секторе, обычно люди фокусируют максимум усилий на достижении совершенства в узкой сфере, которая очерчена рамками функций занимаемой должности. Зачастую это приводит к тому, что они теряют несколько лет профессионального развития. Приходится заново учиться. 

Это произошло и со мной. Я запланировала сделать профессиональную паузу и получить дополнительное образование в Европе. Переезд в другую страну — это возможность познакомиться с другим менталитетом и культурными особенностями. Я решила отправиться в Швейцарию, где 40% населения являются мигрантами. Моя цель была выучить третий язык (французский) и затем поступить в университет. 

Мой переезд совпал с пандемией и закрытием границ и в том момент я оценила привлекательность “удаленки”. Все формальности по открытию бизнеса у меня получилось сделать онлайн и это позволило получать средства для учебы и жизни. Так я начала работать на подряде с агентствами и стартапами и перенимала опыт в маркетинге, продажах и также решения сложных вопросов. Пандемия для всех была нелегким периодом и я решила в тот момент запустить онлайн-курс по цифровым коммуникациям, чтобы помочь сотрудникам компаний и начинающим специалистам адаптироваться в профессии.

Пандемия навсегда изменила мою жизнь. 

Я находилась вдали от семьи и, конечно, они подбадривали меня по телефону, но, пожалуй, самую большую поддержку мне оказали соотечественники на месте. Только за границей я оценила важность диалога на родном языке для решения бытовых вопросов. Кстати, моими первыми заказчиками за границей также стали соотечественники, которые ранее переехали в Швейцарию, Францию и Испанию.

Сейчас мы выросли до международной команды. У нас есть представители в Грузии и Франции. Самую большую поддержку я ощущаю именно со стороны команды — он верят в результат и хотят быть открытыми и продолжать работать со всем миром. Это невероятно заряжает.

Главное не бояться идти вперед к мечте и принимать решения, учиться и развиваться, развивать международные коммуникации и быть открытым. 

Еще очень важный момент договориться со своим внутренним самозванцем и принять все стороны себя. Не надо бояться показаться некомпетентным, задавайте вопросы и пытайтесь всегда докопаться до сути. А когда поймете, что где-то вам не хватает знаний, ищите партнеров. Это могут быть ваши друзья, бывшие коллеги, участники общих коммьюнити или даже просто пользователи социальных сетей.