Идея бизнеса часто приходит о понимания несовершенства какой-то области. Именно так случилось с каршерингом YouDrive — проект появился из-за транспортных недостатков столицы и сложностей в обслуживании собственного авто.
Как пришла идея
Большинство бизнесов, которые создают люди, направлены на собственное обогащение и не несут особую пользу обществу. Хотелось сделать проект, который будет действительно модным, удобным, прогрессивным, и пойдет на пользу развития общества и заставит людей посмотреть по-другому на привычные вещи, а именно на автомобиль!
Предшественником проектов YouDrive и PUMP был проект ФИДЕЛЬ — контент-сайт с легким поиском нужных аудиозаписей, книг и т.д. среди всего массива информации. Это была бомба для своего времени, но с развитием контента социальных сетей и других ресурсов стало не так актуально. И самое главное, наш потребитель не привык к оплате подписки, как в других странах! Появилась идея сделать что-то более осязаемое.
К новой идее подтолкнули транспортные недостатки столицы и сложности в обслуживании собственного авто. В Европе давно существует отличная альтернатива – каршеринг. Я не увидел препятствий в реализации проекта у нас, идея оказалась актуальной как для меня, так и для всего города – оставалось поделиться ей с другими людьми с помощью мобильного приложения. Тут помогли опыт в сфере IT, накопленный благодаря предыдущему проекту и новые возможности городской среды.
Нам и ближайшему окружению идея казалась гениальной, но были большие опасения, как ее воспримет потребитель. Сколько много в городе прогрессивных людей, которые готовы делить автомобиль. Русский человек привык во всем видеть подвох — это исторический факт, и мы понимали, что сперва люди будут побаиваться использовать сервис. Но с другой стороны, Москва — многомиллионный город. И среди этих миллионов точно найдется тот, кто отважится попробовать. Да и к тому же, кто не рискует, тот не пьет шампанское.
Первые шаги были сделаны благодаря собственным вложениям, и проект стартанул на 10 автомобилях Shkoda. После успешного старта удалось привлечь инвестиции и значительно расширить парк. Но продолжать пополнять парк автомобилями Shkoda не хотелось совсем. Мы начали думать, какой автомобиль идеален для города? Быстрый, маленький, стильный, на которм легко парковаться. Какой автомобиль подходит под это рписание? Конечно же, smart! И к тому же, это автомобиль, на котром очень многие просто хотя бы раз в жизни мечтали прокатиться!
Пожалуй, этот момент стал переломным в развитии проекта, т.к. наш выбор пал на нестандартный автомобиль — smart fortwo.
В результате маленькая машинка отлично вписалась в среду большого города, такие габариты оказались очень востребованы, особенно для загруженного центра.
Нашим совладельцем и партнером стал диллерский центр Mercedes-Benz ПАНАВТО. С самого начала они поверили в каршеринг YouDive и стали его совладельцами, а для нас — главной поддержкой. Сегодня ПАНАВТО считает YouDrive своим самым перспективным проектом, которым очень гордится. Благодаря YouDrive у smart появилось много поклонников, а продажи автомобиля в столице увеличились в несколько раз.
Идея мобильных заправок PUMP родилась из потребностей YouDrive, как бизнесс для бизнесса.
Мы пришли к выводу, что стандартные способы заправки каршеринговых автомобилей стал для нас проблемой, пользователю приходилось тратить время на заправку, а нам сталкиваться с полупустым баком.А нашей бухгалтерии надо было обрабатывать тонну чеков и придумывать, как их проводить.
Поэтому решили найти способ, как заправлять автомобили самостоятельно и оперативно! Так родился сервис мобильной заправки PUMP. Один бензовоз (всего их у нас на сегодняший день четыре ) успевает ежедневно пополнять топливом порядка 50 smart, эффективность эксплуатации автомобиля YouDrive намного выросла, а на клиентами PUMP стали другие каршеринги.
Идея отлично показала себя в b2b секторе и вскоре мы увидели перспективы в b2c. Теперь любой желающий может доставить бензин прямо в бак автомобиля через мобильное приложение PUMP на своем телефоне. Интерес к новой услуге проявили сразу, что вполне логично, PUMP существенно экономит время, исключая поиск АЗС, с этой дилеммой особенно часто сталкиваешься в центре. При этом цена на топливо остается такой же, как на АЗС, а стоимость услуги 200 рублей, которые можно потратить, пока будешь ехать до обычной заправки». Мы видим большие перспективы проекта, ведь рынок заправки намного шире рынка каршеринга. Что важно — мы не альтернатива «Ангелам», нам не интересно спасать людей, мы сервис, который помогает забывать о заправке автомобиля бензином и о том, что вообще надо ездить на заправку!
Как формировали команду
Основное правило — проверенные люди. Многие, с кем я работал в «Фидель» с радостью стали членами нашей команды. Искали всех через друзей и знакомых, хотелось, чтобы каждый человек был понятным, как по потенциалу, так и по адекватности.
Поэтому можно сказать, что формировали команду скорее интуитивно, но очень продумано.
Что касается работы с командой, никаких сложных схем здесь не было и нет, только грамотное разделение обязанностей и направлений, которые с бурным ростом сервиса, требовали быстрого расширения штата. Конечно, для каждого из направлений выбирался человек с определенными качествами и опытом, с кем-то работали раньше, с кем-то познакомились только на проекте YouDrive… Одно можно сказать точно, темп у нас высокий, поэтому нужны люди, быстро реагирующие на все изменения, м прогрессивные. Если ты сам не любишь it-новшества, тебе просто будет непонятно, как работать с такими продуктами, как YouDrive и PUMP. Я считаю, в таких динамичных условиях команда формируется лучше всего. Сейчас она преимущественно молодая, возраст сотрудников около 25-45 лет, поэтому находить новые решения еще легче. Штат более менее устоялся: 3 руководителя направления, менеджеры по развитию сервиса и парка, служба безопасности и поддержки клиентов, разработчики, юридический и, конечно, большой технический отдел, pr-служба, бухгалтерия.
Pump занимается практически та же команда, но часть полномочий мы делегировали новым людям — сейчас сервис на стадии больших изменений. Водители работают по договору найма, как это происходит в Uber, но с дополнительным обучением.
Долгое время команды обоих сервисов работали на аутсорсе и общались друг с другом он-лайн. Но буквально на этой неделе у нас появился офис — мы почувствовали в этому острую необходимость! Мы не призываем сотрудников проводить в офисе 5 дней в неделю с 10.00 до 19.00, но минимум два раза в неделю всех обязали быть там.
Первые шаги по продвижению
Автомобили, расставленные по городу стали лучшей рекламой! Сервис говорит сам за себя, так как хорошо заметен на улице, автомобили smart привлекают много внимания, а пользователи охотно делятся фотографиями, историями своего нового опыта.
Мы вышли на рынок в правильное время: департамент транспорта искал способ разгрузить город, и каршеринг стал для них идеальным решением.
Благодаря этому мы получили поддержку города и небольшую рекламную компанию каршеринга, для популяризации услуги от города.
К тому же у нас действует реферальная программа, по которой можно пригласить друга со скидкой на первую поездку, и самому получить за это бонусы.
Информация о новом виде транспорта в Москве распространялась быстро. Оставалось донести до пользователей, что сервисом пользоваться легко, выгодно и безопасно. Весь процесс управления автомобилем сосредоточен в мобильном приложении, поэтому оно требует постоянных доработок. Например, мы максимально упростили процедуру передачи авто. С самого начала у нас онлайн регистрация, которая не требует подписания документов в офисе, ожидания курьера. Ведь время — это самое ценное, что у нас есть! После мы убрали залог при регистрации, встроили автоматизированную систему оплаты штрафов – они всегда приходят в срок по льготной цене — 50%. Также очень важна обратная связь с клиентом – тут на помощь пришел бот.
Сейчас тестируем новую систему рейтинга, которая стимулирует пользователей ездить на YouDrive чаще, и которая дает множество бонусов пользователям с высоким уровнем рейтинга. Даже в таких крупных масштабах (сейчас в сервисе зарегистрировано 85 000 человек) стараемся индивидуально подходить к каждому клиенту, поэтому активно работаем над персонализацией сервиса.
Кто-то с опаской относится к ответственности за чужое транспортное средство, особенно девушки, мы понимаем эти сомнения, поэтому внедряем опцию КАСКО, стоимость услуги + 1 руб за минуту использования.
Из Бог в деталях! Именно из таких небольших моментов складывается общее впечатление о сервисе, для нас важно ни в коем случае не прекращать работать над ним! Поэтому мы постоянно оптимизируем приложение, ищем новые технологии и внедряем их в поток, улучшая первоначальную бизнес модель.
PUMP пока продвигается в основном за счет сарафанного радио.
Главные сложности, с которыми столкнулись при выходе на рынок
Конечно, как при запуске любого нового продукта, были переживания, опасения примет или не примет его потенциальный потребитель. Так как YouDrive был одним из первых каршерингов на рынке – работа подразумевала слом человеческого сознания, изменение взгляда в потреблении автомобиля. Ведь он всегда являлся частью имиджа для русского человека. Отсюда были опасения, как скоро произойдут перемены в потребительском сознании. Ведь мы призываем продавать собственную машину и пересаживаться на новый вид транспорта, подразумевая большую мобильность и отсутствие лишних забот в виде ТО, страховки, оплаты парковки, бензина.
Но рынок оказался готов принять услугу, а клиенты воспользоваться ей. Предложение сразу заинтересовало жителей, нам просто удалось угадать их желания.
Многие факторы сопутствовали этому, например, каршеринг позволяет использовать один автомобиль несколькими людьми, тем самым разгружая траффик… Правительство видит в этом перспективы для города, идет на встречу, выделяя льготы на парковку.
Единственной сложностью сейчас является возможность расширения зоны завершения аренды. С начала работы сервиса, мы, конечно, значительно продвинулись — с Садового кольца до зоны ТТК, МКАД и некоторых дальних станций метро. Но количество автомобилей пока не достаточно, чтобы удовлетворить аппетиты всех пользователей. Все таки мы стараемся концентрировать smart, чтобы автомобиль всегда был рядом для каждого пользователя.
А знаете почему? Потому что производитель автомобилей smart Mersedes-Benz не успевает производить достаточное количество машин, для удовлетворения наших потребностей.
В отношении PUMP, конечно, были свои тонкости. Мы имеем право эксплуатировать только легковые авто – без лицензии разрешается провозить до 300 литров бензина и 1 тонну дизеля, поэтому приобрели несколько автомобилей Citroen. По поставкам топлива у нас есть договоренность с компанией «Газпромнефть», которая предоставляет 95,98-АИ и дизель лучшего качества».
Сейчас сервис вызывает интерес у больших строительных компаний, например, так как это возможность иметь точную информацию и контролировать расход топлива.
Пожалуй, самым сложным было оформление всех документов. Контролирующие органы используют базы информации, которые мало соответствуют современному времени и появляющимся инновациям. По этим нам пришлось потрудиться над созданием сертификатов пожарной безопасности и эксплуатации оборудования. Но сейчас все в наличии.
Планы на будущее
Мы активно тестируем новые функции приложения, о которых писали ранее, а также новые модели в автопарке. Большую ставку делаем на то, что в каршеринге должны быть автомобили для разных целей: от компактного smart до минивэна, в котором можно перевезти большой груз. Сейчас ежемесячно пополняем парк — по 100 автомобилей на Москву и санкт-Петербург, среди которых уникальные модели cabrio и turbo, и движемся к установленной городом цифре до 30 000 каршеринг-автомобилей.
PUMP ждет полное обновление приложения, новая бонусная система и много других интересных опций для выгодной, удобной заправки. В будущем мы можем говорить о уменьшении стоимости самого бензина, исключая аренду и содержание заправки из бизнес-цепочки. Пока мы обратились в сторону b2b сектора, нам есть, что здесь заправить.