«В любой компании существует только один босс, и это покупатель. Он может уволить любого сотрудника вплоть до директора, просто потратив деньги где-нибудь ещё» — ответ американского предпринимателя Сэма Уолтона на вопрос, как понять кто из бизнес-партнёров главнее. Действительно, чтобы компания развивалась, прибыль росла, а покупатель был доволен, между компаньонами должна царить идиллия. О том, как к ней прийти, изданию рассказал Андрей Кузённый — серийный предприниматель с 20-летним опытом, сооснователь более 10 компаний, 6 из которых успешно действуют на рынке уже много лет. В его портфолио производство гипса, таможенный и логистический бизнес, криптотрейдинг и производство БАДов. 

«У ведения бизнеса в партнёрстве есть как свои плюсы, так и недостатки. К примеру, самостоятельное управление даёт больше свободы, в этом случае бизнесмен не зависит от чужих решений, денег и контроля. Можно не делить ни с кем прибыль, не ждать согласования действий и не отчитываться о своих решениях. Но в то же время такая модель предполагает и большую ответственность. В команде сильных партнёров можно быстрее масштабировать своё дело и завоевывать рынок. В этом случае компетенции одного партнёра умножаются на компетенции другого, делая такой стремительный рост возможным. Каждый предприниматель решает для себя сам, как ему комфортнее вести управление: в одиночку или в команде. Для читателей, которым интересны аспекты ведения партнёрского бизнеса, я выделил ключевые шаги к продуктивной коммуникации: 

Дружить нельзя строить бизнес 

Где бы мы не поставили запятую, смысл будет один: дружбе нет места в бизнесе. Лучше выбирать в партнёры знакомых или приятелей, но не близкий круг общения. В этом случае отношения будут более деловыми, а дисциплина не будет страдать. Дело ещё и в том, что большие суммы могут вскружить голову любому, даже проверенному человеку. В этом случае расставаться со знакомым будет менее болезненно, чем рвать отношения с другом.  


Это правило я выделил на собственном примере. На моей малой родине у меня остался товарищ со школьной скамьи. В определённый момент мне захотелось ему помочь, и я сделал предложение стать моим бизнес-партнёром. Он переехал в Москву, прошёл моё обучение. Мы были настолько близки, что он даже стал крёстным отцом моего ребёнка. Через год нашей совместной работы он начал зарабатывать порядка 50 000 долларов в месяц. После чего решил, что этого мало, и начал за моей спиной воровать мои же деньги. Когда всё вскрылось, мне пришлось расстаться не только с партнёром, но и с другом. Это был болезненный урок, который я бы предпочёл получить в теории, а не на своей практике. На данный момент прошло уже больше 13 лет, мы наладили общение, но прошлого доверия уже не вернуть. 

У партнёров должно быть то, что их объединяет 

Как мы выяснили раньше, объединять бизнес-партнёров должна не дружба. Но что? 

– Общие интересы. Они должны смотреть в одном направлении. Если один из партнёров нацелен развивать розничную торговлю, а другого интересуют крупные оптовые поставки, бизнес будет страдать. 

– Любовь к своему делу. Бизнес для предпринимателя —  это его детище, вместе с которым он переживает все взлёты и падения. Если один из партнёров будет отдаваться больше, со временем могут возникнуть вопросы к нужности второго. 

– Выгода от сотрудничества друг с другом. Исходя из своего опыта, я убеждён, что любое сотрудничество должно быть оправдано. Партнёры должны дополнять друг друга. Например, один компаньон может быть силён в стратегическом и финансовом планировании, а второй в маркетинге. Тогда вместе они создадут крепкую бизнес-империю. 

Кто-то должен быть за главного 

Коллективной может быть только безответственность. Кто-то в совете учредителей должен быть главным, за ним должно оставаться последнее слово. При равноправии происходит смещение вектора ответственности, сотрудники не всегда понимают к кому из руководителей обратиться с возникшим вопросом.  Все распоряжения не должны противоречить друг другу. Поэтому всегда надо назначать главного руководителя, с которым согласовываются все действия, и ответственных по отдельным направлениям.

При соблюдении этих трёх правил ведение бизнеса в партнёрстве обеспечит компании стабильное размеренное развитие. Нельзя забывать про важность юридического закрепления всех договорённостей. В моей практике был случай, когда все соглашения были на словах, что привело меня к необходимости покинуть состав соучредителей. Поэтому сейчас первый человек, которого я найму в новую компанию, будет юрист. Я всегда рекомендую доверять своему чутью. Если вам кажется, что что-то идёт не так, вероятнее всего, вам не кажется».