Несмотря на регулярные отзывы лицензий, выбор среди организаций финансового сектора все еще богат: в России действуют почти пять сотен банков. Как среди этого многообразия выбрать партнера, подходящего именно вам, рассказывает заместитель председателя правления VestaBank Алексей Федоров.
![](https://businesstory.ru/wp-content/uploads/2019/07/Федоров-А.В.jpg)
Прошли те времена, когда банк выбирался по принципу близости к офису или дому. С развитием дистанционного банковского обслуживания сеть офисов перестала быть значительным преимуществом при обслуживании бизнеса. Лучше внимательнее присмотреться к другим критериям.
На что смотреть?
Среди основных критериев, на которые нужно обратить внимание при выборе банка:
- Надежность
- Сервис
- Тарифы
Поговорим подробнее про каждый из них.
Надежный тыл
Хотя понятие «надежность банка» не типизировано, и может трактоваться весьма широко, стоит обратить внимание на несколько аспектов. Прежде всего, изучить информацию о банке, особенно о его соответствии нормативам Центрального банка РФ: нормативу достаточности капитала Н1 (минимум 8%), а также нормативам ликвидности Н2 (минимум 15%) и Н3 (минимум 50%).
Если по этим критериям банк начинает приближаться к пороговым значениям, это может говорить о наличии проблем, что является тревожным сигналом и означает снижение запаса прочности кредитной организации. Информация о соответствии банка нормативам ЦБ РФ публикуется ежемесячно на специализированных отраслевых порталах, например, Банки.ру, analizbankov.ru и т.д.
На надежность кредитной организации влияет и соблюдение требований ЦБ РФ в части финансового мониторинга. Если банк не выполняет требования ЦБ и Росфинмониторинга в этой части, рано или поздно у него могут отозвать лицензию. А это приведет к невозможности нормальной деятельности и всех его клиентов. Одним из признаков того, насколько банк дотошен в вопросах мониторинга, может быть первоначальная оценка клиента. Если счета открываются всем подряд без какой-либо проверки, это – верный признак того, что рано или поздно у банка могут возникнуть проблемы.
Также не лишним будем посмотреть отзывы о банке в Интернете. Есть ли там что-то тревожное? Безусловно, к этому источнику информации нужно подходить взвешенно. Для одного клиента какой-то случай может быть проблемой, а для другого – пустяком. Также вас должно насторожить, если в отзывах банк получает одни высшие оценки. Так не бывает. Скорее всего, эти отзывы просто заказные. Безусловно, в работе банка могут возникать любые проблемы. Но очень важно, как он их решает. Если банк не дистанцируется от клиента, быстро признает ошибку и способен ее исправить, это – нормальный рабочий процесс.
В борьбе за клиента
Не менее важен и вопрос банковского сервиса, то есть как в организации построена работа с клиентами. Здесь есть три кита: как банк общается со своими клиентами, насколько хорош его интернет-банк и что требуется для открытия счета.
Пообщайтесь с выбранной вами кредитной организацией. Например, позвоните им. Не стесняйтесь задавать вопросы, посмотрите, насколько подробно и быстро вам отвечают, какие каналы коммуникации возможны. Оптимально, если банк использует разные способы общения с клиентом (телефон, электронная почта, мессенджеры, включая переписку в социальных сетях). Это даст возможность выбрать тот канал, который наиболее удобен именно вам. Если банк не готов к общению со своими клиентами на удобных для них платформах, то, скорее всего, его сервис недостаточно хорош. Помимо способов коммуникации, важна и ее суть. Не стесняйтесь задавать сотруднику банка вопросы, совершенно разные. Посмотрите, как на них отвечают. Крайне желательно, чтобы вас не переключали на других сотрудников. Это тратит ваше время и не гарантирует получение ответа.
Обратите внимание и на интернет-банк. Посмотрите, удобно ли в нем работать. У большинства организаций есть демо-версия интернет-банка, которую можно протестировать, не становясь клиентом. Это позволит оценить удобство интерфейса и системы в целом.
И, наконец, процесс открытия счета. Как театр начинается с вешалки, так и работа с банком начинается именно с этой операции. Если в организации не выстроен этот процесс, то, скорее всего, другие тоже не налажены. Проверить можно просто: спросите в банке, как выглядит процесс открытия счета.Если для этого потребуется кипа заявлений и сведений, это – верный признак того, что в банке процветает бюрократия и при текущем обслуживании с вас будут требовать не меньше бумаг. В нормальной ситуации для открытия счета банк должен запросить у вас 2-3 документа. Для индивидуального предпринимателя может быть достаточно паспорта.
А можно дешевле?
И, конечно же, важный элемент – это тарифы банка. Выбрать оптимальный банк по соотношению «цена-качество» можно методом сравнения. Определите пул организаций, которые подходят под ваши критерии и посмотрите их тарифы по услугам, которыми планируете пользоваться. Например, если вас интересуют только безналичные услуги, имеет смысл обратить внимание на стоимость платежа и абонентскую плату, если она существует. Если ваша деятельность связана с розничной торговлей, оцените стоимость эквайринга, а также операций по выдаче и внесению наличных.
Также можно ориентироваться на рейтинги, в которых банки ранжируются по стоимости обслуживания. Например, компании Markswebb. Благодаря этому, можно быстро понять, какие банки являются наиболее выгодными в части обслуживания того или иного направления бизнеса.
Обобщив сказанное выше, можно посоветовать любому предпринимателю не жалеть времени на изучение информации о банке, чтобы выбрать оптимального партнера. Ведь от качества его работы отчасти зависит и эффективность вашего бизнеса.