Мария Платонова — CEO коммуникационного агентства F P R. C 2002 года компании пришлось пройти через много кризисных моментов и изменений, в том числе и на рынке труда, куда активно выходят зумеры. В статье для Business Story Мария рассказала, какие особенности поколения Z замечает на примере своей команды и как руководить молодым коллективом.
Когда все заговорили о зумерах
Большими изменения на рынке труда запомнился ковидный год. Пока мы все перестраивали рабочие процессы в офисе, представители поколения Z (людей, родившихся с 1996 по 2010 годы) заканчивали университеты и стали свидетелями этих глобальных изменений: как минимум, офисная работа в формате 5/2 резко сменилась на удаленную. Это повлияло на восприятие молодыми людьми карьеры. Когда поколение Z вышло на работу, кроме гибридного графика они показали и другие принципы: никаких переработок без оплаты, бесполезных зумов и неэкологичного общения внутри коллектива (даже с руководителем). Игнорировать особенности зумеров работодателям не получится: ожидается, что в ближайшие годы число работников поколения Z в два раза превысит количество бэби-бумеров (1944–1963 годы рождения).
Про команду FPR
У нас молодая команда: средний возраст сотрудников — 23–24 года, как раз поколение Z. Меня искреннее восхищает наличие у них внутреннего стержня, четкого понимания своих желаний и целей, врожденный навык сохранять баланс. Это я называю «зумер в плюсе». Такие ребята начинают работать раньше и через короткое время, в том числе благодаря уверенности в себе, претендуют на более интересные должности и условия работы.
Если «зумер в минусе», то я замечаю у него бестактность в общении, низкий уровень эмпатии и неумение поддерживать рабочую коммуникацию. Как руководитель именно с молодыми ребятами я чаще всего ощущаю отсутствие надежности. Уже не удивляюсь, если сотрудник внезапно передумает, что ему нужна эта работа.
Расскажу два кейса, которые случились совсем недавно.
- После выполнения тестового задания на отлично и успешной стажировки девочка записала мне кружок в Телеграме с размышлением, что «развитие в инфлюенс-маркетинге — это не про нее, но давайте будем на связи, если у вас появятся более интересные вакансии».
- К нам устроилась девочка, 19 лет. Ее опыт и тестовое мы оценили на уровень джуниор+. В первый рабочий день она подключилась к синхрону из машины. Спросила ее, удобно ли говорить. Все было окей, мы продолжили. Вечером в этот же день предложила ей встречу один на один в 18:00, она попросила провести синхрон в 21:00, так как сейчас у нее «посиделка на даче с шашлыками». Спасибо за честность! Напомню, что мы работаем с 11:00 до 19:00, и все сотрудники в это время должны быть на связи.
Не буду утверждать, что все поколение Z так себя ведет. В моем опыте много хороших примеров, как «зумеры в плюсе» умеют чувствовать ситуацию и подстраиваться под нее.
Сложности в работе с зумерами
В отличие от старшего поколения у молодежи нет четкой мотивации. Это не они плохие, просто материальный мир стал проще: все можно арендовать — владеть необязательно. А придумать реальную цель могут не все зумеры.
Кроме этого, у поколения Z есть ценность, которая раньше воспринималась как оскорбление. Они хотят быть как «перекати-поле», то есть попробовать себя в разных сферах, пожить во многих странах, менять увлечения. Поэтому мне все сложнее придумывать, как заставить зумеров хорошо работать.
К счастью, есть ребята, которые способны находить радость от результатов своей работы. Их плюс — способность не зацикливаться на бытовых вещах и получать удовольствие от профессионального роста.
Многие в нашей команде остаются работать после стажировки. Наше агентство — их первая официальная работа. Я умиляюсь, когда они фотографируются со своими трудовыми книжками. Но есть минус: в какой-то момент они начинают думать, что если здесь так здорово, то значит, дальше будет еще круче. Как быть? Смириться, что я их первая любовь, или найти решение, которое убедит сотрудника не прыгать, а получить максимум опыта в нашем агентстве? Тогда я ищу, как показать зумеру, что крепкие трудовые отношения так же ценны, как личные.
Что делать руководителю, если в его команде зумеры
Делюсь, какие подходы к зумерам я применяю в нашей команде на примере разных принципов поколения Z.
Зумеры не держатся за одно рабочее место
Даже внутри крупной компании и в составе классной команды зумеры преследуют свои цели. Они знают, зачем им та или иная работа. Поэтому среди поколения Z много фрилансеров. Так что в компании они остаются до тех пор, пока рабочие задачи помогают им двигаться в нужном направлении, набирать скиллы и наполнять портфолио. Некая эгоцентричность — неплохо: сотрудник более активно включается в работу, когда имеет личную мотивацию.
Мой совет
Не переживайте, что зумер может уйти от вас. Думайте о том, насколько он продуктивен в данный период. Идеально, если у зумера будет руководитель-наставник, который будет давать обратную связь. Нужно не просто дать задачу, но и объяснить, зачем ее нужно сделать. А инструменты для решения зумеры найдут сами. Тут еще поможет гибкий график, считаю его рациональным. Сотрудника оценивают за качество и скорость выполнения задачи, а не за то, сколько часов он высидел на работе.
Зумерам тяжело концентрироваться на задачах
Проблемы с концентрацией и стабильностью у поколения Z есть, но при этом они универсальные сотрудники. Быстро учатся и могут брать на себя функционал других отделов, совмещая разные направления. Это круто для брейнштормов, компексных проектов, общей командной насмотренности. Кстати, она у зумеров хорошая: они замечают необычные форматы, любят отсылки к поп-культуре, не пропускают тренды.
Мой совет
Давайте возможность зумеру проявляться в направлениях, которые не входят в его должностные обязанности, но отвечают его интересам. Так он быстро вырастет и станет топ-сотрудником. А если нужно внедрить зумеров в сложные процессы, это легко сделать с помощью гайдов, чек-листов и базы знаний. У нас они в тексте, но мы хотим сделать и видеоформат для онбординга.
Зумеры участвуют в проектах на стороне
Да, у многих из нашей команды есть проекты вне основной работы. Кто-то фотографирует или дизайнит на фрилансе, у кого-то свой винтажный магазин, некоторые пишут рассказы и ведут блоги. Круто, когда должностные обязанности пересекаются со сферой интересов.
Мой совет
Главное — убедитесь, что зумеры четко расставляют приоритеты и их собственные проекты не влияют на качество основной работы. «Зумер в плюсе» внимательно относится к балансу работы и личной жизни. Я знаю, что на удаленке он может параллельно делать свои дела, но у ответственных и осознанных зумеров рабочие задачи будут закрыты. Это вопрос про умение быть многозадачными. Еще рекомендую следить за увлечениями зумеров: может, у вас получится дать им проект, в котором они реализуют все свои запросы.
Зумеров не мотивирует стабильность и крупные проекты
Это так, зато их вдохновляют сотворчество и ценные смыслы. Они чувствуют себя реализованными, когда результат работы для них важен и соответствует их пониманию успеха.
Мой совет
В работе с зумерами точно снижайте формальный контроль, созвоны ради созвонов и внутреннюю отчетность по каждому вопросу. На начальном этапе формируйте с молодым сотрудником доверительные отношения, тогда он будет ответственно работать и проявлять активность. А контроль может сбить мотивацию, потому что ценность свободы и индивидуального подхода к работе очень высоки.
Бестактность зумеров
К сожалению, в своей практике я часто с этим встречаюсь, но это вопрос не поколенческих различий, а воспитания.
Мой совет
Объясните зумерам, что они смогут повлиять на лидеров корпораций, если будут говорить с ними на одном языке. Иными словами, зумеры могут стать более влиятельными, если сумеют донести свое сообщение так, чтобы оно понравилось старшим коллегам и руководителям. Если мы ищем подходы к зумерам, то и они должны идти на компромиссы.
Нужно ли перестраивать рабочие процессы под зумеров
Меняться, безусловно, нужно. Мы должны становиться гибкими и более доступными для новых талантов, потому что нам никак без молодых. Не надо строчить гневные комментарии о поколении Z — стоит принять правила игры. То, что понятно нам, старшим сотрудникам, может быть неочевидно для зумеров. Z-поколение задает много вопросов (и это хорошо!), и на них надо уметь отвечать.
Кандидатов-зумеров я обычно собеседую, моделируя возможные ситуации на работе, и наблюдаю за реакцией. Обязательно спрашиваю про ожидания от работы и комментирую, насколько они соответствуют условиям, которые мы предлагаем. Мне важно не сбить вдохновенный настрой, но при этом немного снизить градус романтики, чтобы в будущем зумер не разочаровался.