О производстве в России говорили много и долго, особенно после введения курса на импортозамещение, но ситуация в корне пока так и не изменилась. Мы опросили экспертов рынка о реалиях и будущем российского проиводства одежды и обуви.

Юлия Листерман, исполнительный директор оптового онлайн-маркетплейса BrandsHub

Пока сложно оценить перспективы российского производства, но очевидно, что складывающиеся экономические условия дают нашим производителям шанс завоевать освобождающиеся ниши. Другой вопрос – как они этим шансом воспользуются.

Если смотреть на российский fashion-рынок с точки зрения бизнеса, то ясно, что в производство необходимо вкладывать большие деньги, нужна серьезная государственная поддержка, чтобы со временем наладить рентабельное производство. Тем не менее по активности на оптовом онлайн-маркетплейсе BrandsHub мы видим, что интерес к российским производителям есть. На рынке существуют компании, которые уже выстроили качественную систему работы и успешно функционируют, потому что спрос на их товары есть. Например, «Шанталь Париж групп», «Индиго Кидс», ГК Endea, которые производят свои товары в России и гордятся этим.

При этом мы пока видим и то, что интерес к российским производителям не массовый. Элементарный пример: в наших информационных рассылках для байеров реакция на «американские бренды оптом» обычно кратно выше, чем на «российское производство».

 

Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE

Доля одежды российского производства на сегодняшний день занимает в общем объеме реализуемой на рынке продукции не более 10-12%. Казалось бы, кризис создает прекрасные возможности для российских производителей: в связи с ростом курса доллара, увеличились закупочные цены в магазинах одежды, поскольку большая часть товаров федеральных и международных ритейлеров, как правило, производятся из импортного сырья.

С другой стороны, предприятий по переработке сырья на территории России – единицы, большая часть из них, после распада СССР осталась в Средней Азии и Прибалтике. Сосредоточие крупных предприятий по переработке хлопка и производству трикотажа на данный момент располагается в Узбекистане – «хлопковой столице» СССР. До недавнего времени, производственные мощности предприятий не позволяли в должном объеме перерабатывать сырье на экспорт в другие страны, однако, уже к концу 2015 года планируется ввод одного из мощнейших текстильных комплексов нового поколения. В планах производственных предприятий – экспорт в страны ЕС, Россию и страны бывшего СССР. За счет экономии на сырье, конечная себестоимость продукции, при должной организации процесса, может оказаться ниже, чем сейчас.

Спрос на продукцию российского производства есть со стороны российских сетевых ритейлеров – Спортмастер, Sela, Modis, Zolla. Самостоятельных брендов, реализующих только продукцию российского производства пока мало, большая часть продается через онлайн каналы и локальные магазины.

Тем не менее, себестоимость пошива одежды в Китае из–за роста основных мировых валют увеличилась на 80 – 85%. При этом в России отшивать изделия стало дешевле на 15 – 20%, поэтому одежные сети активно ведут переговоры с российскими швейными предприятиями. В результате, доля российского производства может увеличиться с 10-12%сейчас до 40% к 2020 гг. В этом случае, помощь государства может оказаться как нельзя кстати относительно установки взаимопонимания с экономически-выгодными «соседями» в вопросах налоговой нагрузки и экспорта сырья, поддержки и технического обновления и расширения российских производственных предприятий, установки стандартов качества производимой продукции.

Ирина Потокина, руководитель интернет-проектов Ринтек

Мы производим ортопедическую обувь для детей и взрослых под брендами Ortek и Rintek более 10 лет. С момента начала производства только расширяем модельные ряды, увеличиваем количество видов ортопедической обуви. Даже в период последнего кризиса не нашли причин сворачивать производство и заниматься только продажами.

Сейчас мы строим новое производство на территории России. Это весьма рентабельно, особенно в условиях непростой экономической (нестабильный курс бивалютной корзины) и политической ситуации. Найти качественные российские материалы для производства сейчас не проблема. Кроме того, собственное производство на территории страны позволяет изготавливать обувь под заказ, браться за государственные тендеры, принимать индивидуальные заказы от населения и при этом оперативно исполнять их.

Что касается поддержки со стороны государства, то на текущий момент мы пользуемся региональными и федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса. Обидно, что в Московском регионе такие программы пока не утверждены. А это было бы хорошим подспорьем.

 

Александр Бородин, управляющий «Мила» — обувь оптом»

Безусловно, резкое падение рубля сделало импортный товар неконкурентоспособным для российского рынка, а отечественным фабрикам дало шанс заработать, и на полученные средства сделать свое производство эффективнее. До сих пор рентабельнее было отшиваться за границей.

Попытки в обувном секторе  отгородиться от импорта таможенными пошлинами результата не дали, так как доля серого импорта слишком велика. Повышение пошлин лишь только увеличивает их долю.

В России практически не отшивается детская обувь. Доля российского производства по этой группе товара не превышает 10%. Обувь выгоднее отшивать за рубежом. Всевозможные пошлины лишь только увеличивают цену товара, которую оплачивают потребители. При этом доходы от завышенной стоимости не идут на повышение эффективности производства и  конкурентноспособности отечественного товара.