Основатель компании Broniboy Александр Радионов рассуждает об изменении качеств современного управленца и о тренде на омоложение руководства.

Недавно почувствовал себя немного художником. Наверное, это у них такое бывает: рисуешь, выражаешь собственное видение, реализуешь творческий план и так далее, а зрители смотрят так подозрительно: мол, что-то у тебя странное получается, объясни-ка нам подробнее. А потом проходит время и критики говорят: а это просто он новый тренд намечал! И думаешь: где ж вы раньше-то были?

Это все к тому, что в августе я передал свой пост CEO бразды CEO-правления Broniboy сооснователю Ивану Труфанову, чтобы самому плотнее погрузиться в стратегическую разработку курса развития. И сам я при этом четко понимал, что и зачем делаю, был уверен, что этот шаг полностью выверен, а Иван “созрел” для нового этапа. А вот акционерам эту идею пришлось доносить через некоторое сопротивление, показывая, что сейчас наступает этап, когда в нашем сегменте востребованы именно те компетенции, которыми Иван, как IT-шник нового поколения, максимально заряжен. 

Soft-skills, коммуникативность – все эти вещи, модные в менеджменте совсем недавно, сегодня уступают ключевые роли технологичности и нацеленности на решение задачи.

А это как раз то, что прошито в самой природе работы IT-разработчиков, которые непрерывно реализуют задачи через код. В итоге защитить свое видение мне удалось успешно, но когда спустя несколько месяцев я увидел, как эту же кадровую стратегию развивают технологические “гиганты”: СберМаркет, ЯндексЕда назначившая 27-летнего Романа Маресова на пост гендиректора – подумал, что с такими аргументами на руках мне было бы намного проще в августе. Но заодно стало интересно – насколько далеко простирается действие этого тренда и какие еще процессы он отражает.

Судя по всему, волна омоложения руководства пришла в прошлом году: по данным Korn Ferry, в 2020-и в каждой пятой российской компании произошла смена гендиректора (причем это пятилетний рекорд, а в сравнении с 2019 г. количество перестановок вообще практически удвоилось). Очевидно, что освежить топ-менеджерские позиции компании подтолкнула пандемия, потребовавшая пересмотреть подходы к управлению в радикально изменившихся реалиях. 

Но любопытно, что при этом класс новых управленцев за пандемийный год постарел: средний возраст руководителей высшего звена, вступивших в должность в 2020 г., составил 49 лет против 44 в 2019 г.  А вот в фудтехе, как я в начале отметил, тенденция ровно противоположная: дорогу молодым. Получается, что  кризис действует на различных игроков принципиально по-разному. Для одних это стресс и помеха, и они, соответственно, защищаются от турбулентности, делая ставку на опыт, надежность и рассудительность, присущие зрелости. А другие открывают в меняющемся мире новые возможности и драйверы развития, которые надо использовать для расширения и экспансии. И здесь как раз востребована «молодая кровь» с ее энергией, амбициозностью и открытостью новому.

Учитывая, что Broniboy начиная с лета 2020 за год шагнул из Краснодара сразу в шесть новых регионов, дойдя до столицы – понятно, на какой мы стороне в этой двухполярной системе. И отдельно приятно, что у нас есть возможность на своем примере показать технологичный потенциал Краснодарского края, опровергая стереотип о консервативном, аграрном кубанском менталитете. На самом деле Юг России несёт большие резервы прогрессивного развития и я уверен, что мы услышим ещё о многих прорывах наших земляков.

Возвращаясь к теме омоложения руководства –  важно, чтобы ставка на молодежь была не просто данью модным веяниям, а целенаправленной осмысленной стратегией. Когда я ещё только искал партнёра и разработчика для компании, я принципиально ориентировался на человека из нового поколения и команду Broniboy строил на таких же принципах открытости пульсу времени.  И все эти годы Иван плавно готовился к тому, чтобы перейти в новый статус ещё не растратившим юношеский драйв, но уже оперившимся и готовым брать на себя ответственность, не избегая риска. Чтобы «молодой CEO» звучало без какого-либо снисходительного оттенка – лидер должен быть лидером без скидок и оговорок.