Коронавирусный 2020 год стал драйвером перехода многих российских компаний к интернет-торговле. Одновременно с этим меняются и потребительские предпочтения: покупатель совершает покупки реже и все чаще заказывает продукты онлайн. Как эти тенденции могут повлиять на рынок упаковки, рассказывает Анатолий Ширлин, руководитель представительства SN Maschinenbau в России.
По данным Data Insight, рынок электронной торговли в России стремительно растет на фоне пандемии, и в 2024 году его объем достигнет 7,2 трлн рублей (в 2019 году он оценивался всего в 1,7 трлн). Одновременно с этим доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли, согласно прогнозу, может достичь 19% вместо 6% в прошлом году. Эксперты прогнозируют, что объем рынка e-commerce к концу 2020 года вырастет на 44% в сравнении с 2019 годом, и возрастет до 2,5 трлн рублей.
Рассмотрим ключевые тренды, которые коснутся рынка упаковки, и останутся с нами надолго.
Спрос на готовые рационы и порционную упаковку
По данным Infoline-Аналитики, на которые ссылается «Коммерсантъ», объем рынка экспресс-доставки готовых блюд и продуктов к концу 2020 года вырастет до 30 млрд рублей по сравнению с прошлогодними 700 млн. Речь идет о заказах, которые курьер привозит покупателю в течение часа.
Логистика доставки e-commerce влияет на требования бизнеса к упаковке: стандартизация упаковочных форматов, маркировка, оптимальный объем упаковки (без лишних пустот), сохранность упаковки и гарантия хранения продукта в ней на нужный срок.
Увеличение объемов и количества упаковки
Тревожность и потребность в безопасности приводит к использованию дополнительной упаковки. Так, службы доставки во время пандемии стали использовать большее количество пакетов, чтобы сократить число касаний с товаром и обеспечить бесконтактную доставку.
Такая тенденция наблюдалась и в онлайн-, и в оффлайн-форматах. Например, «Старбакс» во время пандемии объявил, что не будет как раньше разливать кофе в кружки клиентов, и перейдет на одноразовую тару. Эту инициативу поддержали и другие представители данного рынка. «Азбука Вкуса» перестала продавать кулинарию без упаковки, а пекарни в обязательном порядке стали упаковывать хлебобулочные изделия в пакеты и пленку. McDonald’s заявил, что теперь упаковывает заказы не один пакет, а в целых три тем самым обеспечивая безопасность покупателю. История с вирусом напомнила нам об одном из базовых назначений упаковки ― обеспечивать сохранность продукта.
Ценность удобства
Продуманная упаковка, которая требует минимум усилий, остается актуальной, а в условиях постковидной реальности ― добавляет потребителю комфорта. Например, все уже привыкли к детскому питанию в пакетике дой пак с колпачком: такой перекус можно взять на прогулку и не волноваться, что ребенок испачкается.
В данном случае могут быть востребованы все категории упаковки, которые позволяют есть продукт прямо из упаковки, в том числе ― те, что дают возможность разогревать еду прямо в ней.
Безопасность и публичность
В коронавирусную весну конечные потребители искали в магазинах надежную упаковку, которую можно долго хранить. Выбор герметичной и безопасной тары был обусловлен не только желанием реже ходить в магазин из-за самоизоляции, но и желанием исключить возможность контакта с вирусом в целом. Поэтому объяснимо выросли продажи консервов и продукции, герметично упакованной в пакеты. Например, одни только производители детского питания увеличили объем выпуска пакетов с пюре до 2 миллионов пакетов ежедневно.
Видеть продукт внутри и понимать, как он производится ― еще один запрос новой реальности. Продукты, которые производятся в строгом соблюдении всех санитарных норм, и позиционируются как безопасные ― будут пользоваться все большим доверием у покупателей. Возможность открыто показать процесс производства товара и его упаковки станет большим плюсом для производителя.
Потребитель предпочитает быстро получать информацию об упакованном продукте: важно видеть, что именно находится внутри (тренд на прозрачную упаковку и упаковку «с окошком»), и возможность потрогать продукт через упаковку (важность тактильных ощущений).
Популярность полимерной упаковки
В 2020 и 2021 году рынок пластиковой упаковки в мире будет увеличиваться на 5,5% в год в финансовом выражении. Такой прогноз дает Research and Markets.
Эта тенденция становится следствием роста спроса на повседневные товары (FMCG) и их упаковку, следствием роста спроса на фармацевтическую продукцию и упаковку для нее, и, конечно, рост популярности рынка e-commerce.
Упомянутая выше доставка продуктов питания также повлияла на объемы используемой пластиковой упаковки, которая в целом снижает расходы на логистику. Полимерная упаковка становится более экономичным вариантом, благодаря легкости и более низкой цене в сравнении со стеклом, жестью или картоном.
Аналитики прогнозируют и рост мирового рынка вакуумной упаковки. По данным Research and Markets, через пять лет он может достичь рекордного объема ― 34,4 млрд долларов, а рост продаж в данном сегменте будет составлять более 4% ежегодно.
Развитие экологичных материалов и производств
Несмотря на рост популярности полимерной упаковки на фоне пандемии и кризиса, растет интерес крупных производителей к экологичным вариантам такого типа упаковки. Речь идет о производстве упаковки из мономатериалов, которые, в отличие от обычных пленок, состоят только из одного компонента, и легко перерабатываются.
Например, бренд Purina недавно объявил о том, что выпустил первую термостойкую упаковку влажного корма для кошек (паучи) из мономатериала. Новинка уже вышла на рынок Нидерландов в тестовом режиме, а пакетики для этого пилотного проекта производятся на заводе в России. Активно тестируют эту технологию и другие компании, такие как Seelberger и «Фрутоняня».