Перед каждым, кто открыл свое дело, рано или поздно встает вопрос: «Может, пора расширяться?» Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций», выпускающих интерактивное и сенсорное оборудование для государственных и частных заказчиков, рассказывает, как понять, что пришло время расширять свой бизнес, и дает практические, проверенные на собственном опыте советы.

1. Вы не можете найти устраивающих вас подрядчиков

Например: вы производите инструменты для салонов красоты, но для создания упаковки и для доставки к заказчикам нанимаете подрядчиков. И вот, со временем вы начинаете замечать, что все сложнее найти подрядчиков, которые отвечали бы всем вашим требованиям.

Это первый «звоночек», указывающий на то, что пора задуматься о расширении. Ваш взгляд на бизнес становится объемнее, вас начинает заботить не только производство товара, но и сопутствующие области: упаковка, сервис, репутация в глазах клиентов. Так не пора ли организовать собственную доставку и открыть небольшой полиграфический цех для создания упаковки?

Это укрепит ваши позиции – клиенты гарантированно будут получать корректно собранный заказ, точно в срок и без испорченных при перевозке товаров. Так поступили и мы в свое время – сами стали изготавливать корпуса, уличные термосистемы, работающие при температуре от -45 до +50, индукционные петли. Нас не устраивало качество закупаемых комплектующих – и мы расширили производство.

2. К вам приходят крупные заказы

Многие начинают с малого – небольшого салона красоты, одного скромного производственного цеха, и этого вполне хватает для того, чтобы работать с заказами. Однако время идет, и к вам начинают обращаться крупные клиенты за большими партиями товара – или же ваши услуги становятся все более востребованными.

Как поступить? Отказываться от крупных сделок, чтобы не пришлось нанимать новых сотрудников, докупать оборудование, искать более просторное помещение в аренду… или начать расширение бизнеса! Появление крупных заказов говорит о том, что качество ваших товаров или уровень оказания услуг настолько высок, что с вами хотят работать большие игроки.

В свое время мы начинали с небольших партий видеопилонов для фитнес-клубов, а затем получили заказ от «Москвариума» – для нас он был очень большим, 50 видеокиосков! Мы могли отказаться и остаться на прежнем уровне, но рискнули, взяли этот заказ, наняли рабочих, проводили дни и ночи на объекте – и это стало нашей первой ступенькой к собственному заводу.

3. У вас есть идеи по диверсификации продукта

Этот пункт тесно связан с пунктами 1 и 2. Когда вы задумываетесь о собственной доставке или о переходе на крупные заказы, то неизбежно к вам придет мысль «А что еще я могу предложить?» Вы уже знаете свою аудиторию, свою нишу и заказчиков – а значит, догадываетесь, что еще они готовы у вас приобрести.

По большому счету, большинство люди ленивы – если можно купить три качественных товара или приобрести три качественных услуги в одном месте, то зачем от этого отказываться? Один из путей расширения бизнеса – предлагать вашим клиентам дополнительные услуги или товары, связанные общей сферой применения. Возвращаясь к нашему примеру с инструментами для салонов красоты: прибавьте к поставкам инструментов сервис по их обслуживанию, заточке, ремонту – и вот вы уже на пути расширения бизнеса.

4. Вы готовы к выходу в онлайн

Интернет – это жизнь: сегодня в виртуале люди заказывают практически все, от игрушки для собаки до постройки загородного дома, записываются на прием к косметологам и стоматологам, консультируются с юристами, финансовыми брокерами и астрологами… Словом, интернет – это море возможностей, и если вы начинаете поигрывать с мыслью «А не завести ли мне сайт?» – то поздравляем, вы выходите на путь расширения бизнеса!

Важно понимать: даже если ассортимент ваших товаров или перечень услуг не изменится, то как только вы откроете своей сайт, сделаете лендинг или запустите тематические соцсети, о вашем бизнесе узнает намного больше людей. Следовательно, увеличится и приток заказов. Если начнет расти число заказов – то неизбежен рост числа сотрудников, закупка нового оборудования, поиск новых помещений.

5. Старые методы перестают работать

С этим столкнулись мы все – в связи с пандемией нового вируса. Множество сфер нашей жизни радикально изменилось – а это повлекло изменения и для бизнеса. Чаще о них говорят в негативном ключе – новые, усложняющие жизнь правила, падение прибыли, исчезновение клиентов…

Но на это можно посмотреть и с другой стороны – если прежние схемы и методы работы перестают приносить доход, то пора взглянуть на свой бизнес по-новому. Да, это будет не такое расширение, как обычно, когда строятся новые цеха, открываются новые точки продаж и т.д. Расширение в период кризиса может идти вглубь – вы можете начать разработку новых товаров, новых услуг, другого способа взаимодействия с клиентом.

Достаточно взглянуть на сферу общественного питания – пандемия нанесла по ней страшный удар, но в итоге в выигрыше оказались те, кто смог быстро организовать доставку блюд на дом, даже если раньше ресторан или сеть кафе никогда эти не занимались. BM Group «Фабрика инноваций», например, запустила линейку оборудования для борьбы с эпидемиями. В итоге 40% выручки за апрель и май мы получили от него – продажи ежемесячно росли на 20% и принесли нам около 20 млн рублей.