Кристина Луцкая, основатель органического салона красоты «Студия Зелёная», рассказала BS историю основания своего экологичного бизнеса.
Студия Зеленая является единственным в Санкт-Петербурге салоном красоты, который работает на профессиональной сертифицированной органической косметике, не тестируемой на животных. Основной задачей проекта является предоставление населению альтернативных, экологичных способов ухода за собой, воспитание осознанного отношения к себе и планете.
История создания нашего бизнеса началась 1,5 года назад. Я, как любая девушка, активно увлеклась натуральным уходом за собой и подумала, как здорово было бы приходить в салон красоты, в котором используется полезная косметика. Провела анализ рынка в Петербурге и поняла, что такого проекта еще нет, а спрос на все безвредное колоссальный. Одной затевать свой собственный бизнес было страшно, и я рассказала о своей идее своему другу и теперь уже партнеру Наталье. На тот момент мы обе были задействованы в рекламном и маркетинговом бизнесе, строили карьеру в сфере интернет-маркетинга и организации событий. Поэтому я до последнего не думала, что мы рискнем, уйдем из офисов и окунемся с бизнес. Тем более в бизнес, который обычно затевают мастера со стажем, профессионалы своего дела, имеющие обширную клиентскую базу.
Конечно, девушки, которые открывают салон красоты – это банально, но мы с самого начала знали, что наш путь будет другим.
На этапе создания нашего салона, мы продумали концепцию экологичности, изучили опыт зарубежных коллег. Во главу угла мы поставили заботу о будущих клиентах, сотрудниках и природе. Вообще, в Европе есть четкое, регламентированное понятие «органического салона красоты» со своими требованиями и даже сертификацией. В нашей стране пока такого нет, но это не мешает нам соблюдать правила и стремиться к лучшему.
Весь проект от идеи до запуска занял 4 месяца, мы все делали параллельно: искали помещение, поставщиков, сотрудников, сами разрабатывали дизайн и делали ремонт, сами создали сайт на шаблоне, запустили группы в соцсетях и рассчитали рентабельность.
Мы открылись 21 ноября и уже в первый месяц сработали в плюс. Дело, конечно, было в предновогоднем периоде, но такой успех нас очень воодушевил. Про сезонность бизнеса мы знали, но не ожидали, что реальность этой сезонности настигнет нас так быстро. С зимним периодом справились, первое время по финансовым показателям мы выходили «в ноль», но мы понимали, что требуется время, наработка клиентской базы и узнаваемости. Нам очень повезло с сотрудниками, поверившими в наш стартап. Хотя найти профессиональных мастеров не так просто, сейчас многие предпочитают работать дома, а не за процент в салоне.
На первом же этапе мы сделали акцент на продвижение в социальных сетях. Да, еще во время создания сайта мы прописали основные seo-ключевики, но уже тогда понимали, что сайт нам нужен для галочки, поэтому все финансовые вложения закончились на покупке домена.
Единомышленников в интернете найти было просто, Петербург в этом плане очень развит. Множество «зеленых», органических, экологичных проектов нас поддержали и рассказали о нас своим подписчикам. Мы нашли блогеров, которым интересна эта тема и предложили сотрудничество на бартерной основе, которое со временем переросло в дружбу.
Одной из наших основных ошибок в продвижении была настройка контекстной рекламы. Т.к. наши бюджеты были невелики (10-15 тысяч) – конверсию мы получили соответствующую, это дало нам понимание, что Яндекс. Директ или GoogleAdwords не имеют смысла, если не вкладывать в них большие суммы.
За 1,5 года мы больше не потратили на рекламу ни копейки, всегда находились более приоритетные для вложений дела, поэтому мы построили наше продвижение исключительно на партнерской и бартерной основе.
Сейчас основные бизнес-процессы уже доведены до автоматизма и налажены, но в самом начале пути мы столкнулись с определенными особенностями ведения дел у экологичных бизнесов.
Многие договоренности не соблюдались по причине того, что люди, воодушевленные спасением мира или природы, совершенно забывают о том, что бизнес – это бизнес.
Существуют договорные обязательства, деловое общение, такие вещи как финансовые показатели. Бороться с этим бесполезно, приходится приспосабливаться.
На сегодняшний день наш бизнес-проект вышел на определенную стабильность, команда сформирована с первого рабочего дня и практически не изменилась. В планах оформление торгового знака и франшизы, развитие в регионах.
Нам еще много предстоит сделать, мы все время учимся в процессе, дорабатываем какие-то вопросы. Студия Зеленая – не просто салон красоты, использующий профессиональную сертифицированную органическую косметику. Это место с социальной ответственностью. Мы внедрили некоторые экологичные инициативы, например, сдаем в раздельный сбор всю упаковку от наших средств, а с одной популярной процедуры постоянно отчисляем средства на посадку деревьев. За время работы было посажено больше 100 деревьев, собрано несколько тысяч батареек, отдано на переработку огромное количество бумаги и пластика
Мы стали победителями премии Эко-фестиваля «Представь Зелёное» в номинации «Компания». Нами был организован двухдневный «Органический девичник» с экспертами в сфере органической косметики и экологии. Мы приняли участие в качестве спикеров в конференции «Экобрендинг» в марте 2016, где рассказали о развитии и продвижении «Зеленого» бизнеса. Была разработана система скидок и предложений для клиентов, которые проявляют инициативу в защите окружающей среды. Много идей еще в стадии разработки.