Несмотря на регулярные отзывы лицензий, выбор среди организаций финансового сектора все еще богат: в России действуют почти пять сотен банков. Как среди этого многообразия выбрать партнера, подходящего именно вам, рассказывает заместитель председателя правления VestaBank Алексей Федоров.
Прошли те времена, когда банк выбирался по принципу близости к офису или дому. С развитием дистанционного банковского обслуживания сеть офисов перестала быть значительным преимуществом при обслуживании бизнеса. Лучше внимательнее присмотреться к другим критериям.
На что смотреть?
Среди основных критериев, на которые нужно обратить внимание при выборе банка:
- Надежность
- Сервис
- Тарифы
Поговорим подробнее про каждый из них.
Надежный тыл
Хотя понятие «надежность банка» не типизировано, и может трактоваться весьма широко, стоит обратить внимание на несколько аспектов. Прежде всего, изучить информацию о банке, особенно о его соответствии нормативам Центрального банка РФ: нормативу достаточности капитала Н1 (минимум 8%), а также нормативам ликвидности Н2 (минимум 15%) и Н3 (минимум 50%).
Если по этим критериям банк начинает приближаться к пороговым значениям, это может говорить о наличии проблем, что является тревожным сигналом и означает снижение запаса прочности кредитной организации. Информация о соответствии банка нормативам ЦБ РФ публикуется ежемесячно на специализированных отраслевых порталах, например, Банки.ру, analizbankov.ru и т.д.
На надежность кредитной организации влияет и соблюдение требований ЦБ РФ в части финансового мониторинга. Если банк не выполняет требования ЦБ и Росфинмониторинга в этой части, рано или поздно у него могут отозвать лицензию. А это приведет к невозможности нормальной деятельности и всех его клиентов. Одним из признаков того, насколько банк дотошен в вопросах мониторинга, может быть первоначальная оценка клиента. Если счета открываются всем подряд без какой-либо проверки, это – верный признак того, что рано или поздно у банка могут возникнуть проблемы.
Также не лишним будем посмотреть отзывы о банке в Интернете. Есть ли там что-то тревожное? Безусловно, к этому источнику информации нужно подходить взвешенно. Для одного клиента какой-то случай может быть проблемой, а для другого – пустяком. Также вас должно насторожить, если в отзывах банк получает одни высшие оценки. Так не бывает. Скорее всего, эти отзывы просто заказные. Безусловно, в работе банка могут возникать любые проблемы. Но очень важно, как он их решает. Если банк не дистанцируется от клиента, быстро признает ошибку и способен ее исправить, это – нормальный рабочий процесс.
В борьбе за клиента
Не менее важен и вопрос банковского сервиса, то есть как в организации построена работа с клиентами. Здесь есть три кита: как банк общается со своими клиентами, насколько хорош его интернет-банк и что требуется для открытия счета.
Пообщайтесь с выбранной вами кредитной организацией. Например, позвоните им. Не стесняйтесь задавать вопросы, посмотрите, насколько подробно и быстро вам отвечают, какие каналы коммуникации возможны. Оптимально, если банк использует разные способы общения с клиентом (телефон, электронная почта, мессенджеры, включая переписку в социальных сетях). Это даст возможность выбрать тот канал, который наиболее удобен именно вам. Если банк не готов к общению со своими клиентами на удобных для них платформах, то, скорее всего, его сервис недостаточно хорош. Помимо способов коммуникации, важна и ее суть. Не стесняйтесь задавать сотруднику банка вопросы, совершенно разные. Посмотрите, как на них отвечают. Крайне желательно, чтобы вас не переключали на других сотрудников. Это тратит ваше время и не гарантирует получение ответа.
Обратите внимание и на интернет-банк. Посмотрите, удобно ли в нем работать. У большинства организаций есть демо-версия интернет-банка, которую можно протестировать, не становясь клиентом. Это позволит оценить удобство интерфейса и системы в целом.
И, наконец, процесс открытия счета. Как театр начинается с вешалки, так и работа с банком начинается именно с этой операции. Если в организации не выстроен этот процесс, то, скорее всего, другие тоже не налажены. Проверить можно просто: спросите в банке, как выглядит процесс открытия счета.Если для этого потребуется кипа заявлений и сведений, это – верный признак того, что в банке процветает бюрократия и при текущем обслуживании с вас будут требовать не меньше бумаг. В нормальной ситуации для открытия счета банк должен запросить у вас 2-3 документа. Для индивидуального предпринимателя может быть достаточно паспорта.
А можно дешевле?
И, конечно же, важный элемент – это тарифы банка. Выбрать оптимальный банк по соотношению «цена-качество» можно методом сравнения. Определите пул организаций, которые подходят под ваши критерии и посмотрите их тарифы по услугам, которыми планируете пользоваться. Например, если вас интересуют только безналичные услуги, имеет смысл обратить внимание на стоимость платежа и абонентскую плату, если она существует. Если ваша деятельность связана с розничной торговлей, оцените стоимость эквайринга, а также операций по выдаче и внесению наличных.
Также можно ориентироваться на рейтинги, в которых банки ранжируются по стоимости обслуживания. Например, компании Markswebb. Благодаря этому, можно быстро понять, какие банки являются наиболее выгодными в части обслуживания того или иного направления бизнеса.
Обобщив сказанное выше, можно посоветовать любому предпринимателю не жалеть времени на изучение информации о банке, чтобы выбрать оптимального партнера. Ведь от качества его работы отчасти зависит и эффективность вашего бизнеса.