Какие меры можно принять, чтобы облегчить жизнь предпринимателям в сфере социального бизнеса, рассказывает президент Фонда “Моя Страна” Илья Хальфин.

Илья Хальфин

Благотворительность или бизнес

Социальное предпринимательство часто путают с благотворительностью.
Но разница, на самом деле, есть, и она достаточно значительная. Благотворительность направлена на адресную помощь и поддержку, она не создает продукты и услуги для получения прибыли. А социальные предприниматели нацелены на решение общественных, культурных, экологических и других проблем через развитие своего бизнеса. То есть социальное предпринимательство должно быть рентабельным и приносить доход. Предприниматель из прибыли помогает социально незащищенным, людям с особенностям здоровья, животным и природе. Сами продукты и услуги могут компенсировать системные недостатки, а компания может трудоустраивать людей с особыми потребностями. Чтобы поддерживать других и решать глобальные проблемы, этот бизнес должен зарабатывать.

Поэтому без мер поддержки и льгот социальным предпринимателям будет сложно держаться на плаву и тем более масштабировать свои инициативы.

Сейчас для социальных предпринимателей уже существуют льготные кредиты, займы, особые налоговые преференцие и т.д. Но этого не всегда достаточно. При этом практика показывает, что в тех регионах, где меры поддержки развиты на высоком уровне, социально ответственных предпринимателей становится все больше. Яркий пример комплексного подхода — Югра, где реализуется пилотный проект “Социальные инвестиции”. Помимо льготной поддержки, предприниматели могут получить помощь в виде программ обучения от крупных корпораций, финансовой и сбытовой поддержки, а также упаковки социальных франшиз.

Помощь для помогающих

Для многих не совсем понятно, как социальное предпринимательство может быть прибыльным. Ведь те финансы, которые тратятся на решение общественно значимых проблем, увеличивают конечную себестоимость продукции или снижают маржинальность. Но на самом деле, этот бизнес может приносить и хороший доход, и помогать.

При этом на старте социально ответственного бизнеса вложения могут быть значительнее, чем у конкурентов, а срок выхода на точку безубыточности больше. Поэтому, помимо льгот и налоговых преференций, их могут существенно поддержать гранты и субсидии.

Приведу в пример компанию Mi&Ko, которая занимается производством натуральной косметики для мам и детей. Изначально предприятие создавалось на личные деньги основателей. Но задачу перед собой они поставили амбициозную: все этапы производства должны быть экологичными. Довольно быстро стало очевидно, что затраты на “чистый” продукт сильно превышают его доходность. Существование линейки здоровой косметики было под угрозой, и руководители подали заявку на получение гранта. Победа в конкурсе “Социальный предприниматель” позволила получить беспроцентный заем в размере 5 млн рублей. Благодаря такой ощутимой помощи производство не только выстояло, но и смогло вырасти до прибыльного бизнеса с годовым оборотом 140 млн руб.

Сделать социальную ответственность популярной

Большой плюс, что сегодня эта тема активно поднимается в СМИ: газеты и журналы запускают спецпроекты о социальных предпринимателях. Это необходимо, потому что в России до сих пор есть недоверие, непонимание этой сферы. Нужно просвещение как клиентов, потребителей, так и потенциальных партнеров и инвесторов. Это могло бы облегчить построение отношений с инвесторами. Финансирующие организации зачастую боятся вкладываться в социальный бизнес, опасаясь нестандартности проектов и их убыточности.

Хорошим решением было бы создать отдельную всероссийскую премию, которая стала бы популярной и известной по всей стране. Возможно, фонд займется проработкой этого вопроса. У нас много премий для предпринимателей, и в них даже есть номинации по социальным направлениям. Но, в нашем понимании, нужна отдельная премия, которая будет продвигать и поощрять именно социально направленный бизнес.

Для того, чтобы социальный бизнес развивался, нужно как можно больше рассказывать о тех людях, которые занимаются этим видом предпринимательства, их сложностях, достижениях, миссии и ценностях.

Неосведомленность в этом вопросе настолько велика, что не все до конца понимают, какие именно сферы и области могут подпадать под категорию социального бизнеса. Мне бы хотелось, чтобы расширили список видов деятельности, которые признаются социальным предпринимательством, и рассказывали об этом общественности. Ведь на сегодня это нечто большее, чем просто поддержка уязвимых категорий граждан. Это системные проекты, способные глобально изменить социальный ландшафт и решить не только адресно проблемы нуждающихся, но и вывести на новый уровень Россию как социальное государство.