Анастасия Комарова, основатель Умного Рекламного Агентства, с детства мечтала о собственном бизнесе. И в отличие от многих, не стала ждать и уже в 16 лет решила зарегистрировать свою компанию.
К 14 годам мне стало стыдно просить у родителей деньги на карманные расходы, и я устроилась промоутером в рекламное агентство. За 2 года прошла путь от промоутера до BTL-менеджера, не пропустив ни одной ступени карьерной лестницы. Успела поработать супервайзером, тайным покупателем, мерчендайзером. Узнала всю «кухню» изнутри. 16-летие я встретила под угрозой вылета из университета, т.к. координация «Эрмика» в АШАНах не давала шансов сбежать с рабочего места ни на лекцию, ни на экзамен. Только домой на ночь. Иногда.
Тогда я уволилась из рекламного агентства, где работала в то время и, вооружившись юношеским максимализмом и полной уверенностью в себе, пошла в 46-ую налоговую, регистрироваться.
Оказалось, что я одна из немногих кто знает что такое «подростковая эмансипация» и сотрудники налоговой со мной в это меньшинство не входили. Получение досрочного совершеннолетия затянулось на полгода. В декабре 2009-го я все-таки получила свидетельство о регистрации себя в качестве Индивидуального Предпринимателя.
Первым серьезным проектом моего рекламного агентства стал концерт на Красной площади «Будем жить!». Я предоставляла промоутеров и аниматоров. Проект нашел меня случайно. Изначально, заниматься им должно было какое-то крупное агентство, но в последний момент они сказали организаторам, что не справятся. И организаторы совершенно случайно нашли меня.
После этого проекта запустилось сарафанное радио, мои контакты передавали из организации в организацию. Первые несколько лет у меня даже сайта не было.
Я не понимала тогда, какие «накрутки» делают в крупных рекламных агентствах. Честно вписывала в смету 15% агентской комиссии и все. Заказчики дивились ценам — в 2-3 раза ниже, чем в крупных сетевых агентствах; радовались качеству — у меня редко когда опаздывал 1 или несколько промоутеров, о том, чтобы кто-то не вышел на работу, не могло идти и речи. Я понимала, если случится какой-то «форс-мажор», упадет моя репутация и реабилитироваться будет не возможно. Довольные клиенты обеспечивали круглосуточную работу сарафанного радио. На Новый Год в 2010 году моему количеству проектов и оборотам могли позавидовать многие рекламные агентства, гораздо крупнее и старше моего.
Было много взлетов, не меньше и падений. Летом 2010-го я реализовала очень масштабный проект, на 300 человек промо-персонала, 12 дней работы нон-стопом. А заказчик решил его не оплачивать. Все договора были в идеальном порядке, я обратилась в арбитражный суд, и услышала там ответ: «оплатите госпошлину в размере 10% от стоимости иска и подавайте заявление… месяцев через 5 вызовем на заседание». А у меня 300 человек не оплаченного персонала.
Это было самое крупное мое разочарование, стресс и падение. Но говорят, не бывает успеха, без поражений. Может быть и правда, это было необходимо для дальнейшего пути.
Сейчас агентству уже 7 лет, у меня несколько параллельных бизнесов, а также социальный проект по поддержке молодых предпринимателей. Мы реализуем рекламные кампании таких брендов, как Splat, Modic, OTTO, Dekok. Также я веду тренинги по маркетингу, увеличению продаж для «коллег по цеху» — владельцев рекламных агентств, и для молодых предпринимателей. Провожу лекции в ВУЗах, и в общественных организациях. Выступаю на конференциях. А в декабре 2015 меня наградили медалью «За доблестный труд».