Мотивацию придумали лентяи, чтобы под благовидным предлогом не делать свою работу — такое мнение набирает популярность у современных HR-ов. По большому счету, уверены они, мотивация нужна чтобы заставить себя сделать что-то, что не хочется. Тогда, когда не хватает дисциплины. И вместо того, чтобы создать такие условия, в которых работать хочется всегда, люди ищут кратковременные — ведь любая стимуляция имеет ограниченный эффект — мотивационные решения.
Юлия Новосад — предприниматель, эксперт по туризму, основатель турагентства @baby_travel_club, автор и тренер обучающих проектов в сфере туризма поделилась секретами работы со своей командой.
Свою компанию — Baby travel club — я организовывала по тем же принципам, по которым выстраивала свою работу удаленного турагента. Я уверена, что комфортные условия работы, озвученные изначально, внятная и прозрачная система KPI и поощрений, честные отношения в команде важнее мотивационных речей в период плохих продаж. Конечно, это системная работа, которая требует внимания и отдачи со стороны руководителя, но это система, будучи выстроенной раз, работает эффективно, принося всем участникам процесса прибыль и удовлетворение. Мои сотрудники — это на 90% мои бывшие ученики: создавая курс, я как раз хотела вырастить грамотных и эффективных менеджеров. Мне это удалось, и теперь я счастлива работать с командой профессионалов. Если коротко, то в Baby travel club мы придерживаемся пяти основных правил, позволяющих поддерживать шикарную рабочую атмосферу.
Полностью удаленная работа
Это тренд, который не остановить, хотя для большинства компаний удаленный сотрудник пока что вызывает больше вопросов. Я не вижу необходимости хождения в офис в нашем веке, когда все можно решить, имея смартфон и интернет. В нашей сфере — туризм и путешествия — это тоже актуально. Мы знакомимся с представителями отелей, общаемся с клиентами, продаем им туры, поддерживаем во время путешествия онлайн. Это позволяет работать тем, кто по какой-то причине не только не хочет, но и не может регулярно ходить в офис: студентам, молодым мамам, людям с ограниченными возможностями, “хроническим” путешественникам.
Прозрачная система заработка
Это логичное продолжение первого пункта: те, кто выбирает работу не в офисе, устроены немного иначе. Ими, конечно, бывает, тоже движут карьерные ценности, но чаще всего на первом месте стоит свобода. Для меня это тоже важно — и как для человека, и как для руководителя. Деньги — это возможности. В туристической сфере очень много подводных камней, двойных комиссий, скрытых платежей. Я обучаю свою команду всем этим тонкостям, чтобы они понимали, как можно заработать, сохранив честность с клиентом. Я верю, что можно изменить этот дикий рынок, когда на каждом этапе перепродаж агент либо теряет часть прибыли, либо вынужден обманывать клиента.
Вера в потенциал и поддержка инициативы
Я человек творческий, у меня постоянно много идей. И команду я подбираю такую, с которой мне комфортно работать. Конечно, есть просто отличные исполнители, и такие тоже нужны. А есть генераторы, которые в порядке брейн-шторма способны выдать что-то гениальное. Когда человек увлечен своим делом, оно приносит ему радость и вызывает рабочий энтузиазм, то идеи возникают обязательно: как можно что-то улучшить, оптимизировать какой-то процесс. Все в моей компании знают, что ко мне можно обратиться с любым предложением, идеей, и я стараюсь об этом напоминать, и публично хвалить тех, кто проявляет инициативу.
Четкое рабочее время
На самом деле, каждый в нашей команде может выбрать время, удобное лично ему. Главное, чтобы все остальные были в курсе, когда это время наступает, а сотрудник соблюдал свои же правила. Из-за того, что мы все живем в разных странах, по разным часовым зонам, в разном ритме жизни, у нас просто не может быть единого графика. Но, конечно, есть несколько часов в сутках, когда мы все онлайн, и на такие часы я назначаю “планерки” — не часто, но регулярно. Размытые границы рабочего времени — частая ошибка при работе с удаленной командой, потому что “ну тебе же не сложно открыть и посмотреть прямо сейчас”. Поэтому у многих начинающих фрилансеров и удаленщиков работа превращается в процесс нон-стоп, что приводит к выгоранию.
Доверие
Пожалуй, это база в работе с людьми. Каждый человек в команде — ценность для меня, и они это знают. Я подбираю не сотрудников, но людей. Моя миссия как руководителя — максимально раскрыть потенциал и возможности человека, и помочь ему в тех местах, где опыта и знаний не хватает. У моих людей достаточно много свободы в принятии решений, и я всегда говорю, что доверяю им. Они чувствуют это, и помимо непосредственного влияния на качество работы — доверие всегда хочется оправдать, это сказывается и на клиентах. Когда покупатель тура видит, что менеджер уверен, открыт и доброжелателен, это сильно повышает продажи.
Таким образом, моя система мотивации, можно сказать, построена в соответствии с целями компании и моими принципами как личности. И это работает.