Анна Борисова, PR-консультант и основательница коммуникационного агентства Like Pr agency, рассказывает об особенностях продвижения проектов в сфере искусства.

Анна работала над федеральными PR-кампаниями для Hilton Worldwide, MasterCard, Vichy, PepsiCo, ГК А.Новикова. Ее агентство занимается продвижением спикеров в сфере искусства и профессиональных спортсменов.

В этой статье я поделюсь полученным опытом продвижения клиента нашего агентства Анастасии Постригай, искусствоведа и основателя самого масштабного в России паблика об искусстве @op_pop_art с полумилионной аудиторией. Уверена, что творческим людям можно начинать рассказывать о себе самостоятельно или с минимальными инвестициями на первоначальном этапе, поэтому рекомендации носят универсальный характер.

Ловите волну

С 2010 года мы наблюдаем невероятный подъем интереса к искусству в России. Количество музеев, интерактивных выставок, музыкальных фестивалей, театральных постановок, кинофестивалей растет с каждым годом. По данным Министерства Культуры РФ в 2018 году топ-3 музеев страны по посещаемости: Государственный Эрмитаж, Русский музей и Государственная Третьяковская галерея. В общей сложности за прошлый год 8 735 600 посетителей посетили эти культурные институции. 

В классической традиции принято разделять искусство на звуковое, зрелищное, словесное, прикладное, изобразительное. Поэтому, если вы представляете креативную площадку или сами являетесь отдельной творческой единицей, используйте активный дискурс об искусстве в медиа-сфере и блогах в свою пользу. Самые применяемые PR-инструменты включают в себя общение с печатной и онлайн-прессой, интеграция в ТВ и радио-форматы, а также участие в мероприятиях.

Однако при этом каждый вид искусства подразумевает свой набор инструментов для продвижения.

Не существует одной «таблетки» или какого-то единственного правильного инструмента для продвижения, который гарантирует попадание в тренды. 

Определитесь с целями

Для начала крайне важно понять, зачем нужно этого самое продвижение, другими, словами, какая ваша конечная цель. Без понимания цели есть риск скатиться в хаотичные метания без единой стратегии, и как результат – недовольство полученными результатами.

Я рекомендую задать себе честный и понятный вопрос – зачем мне нужно продвижение, который «подтянет» за собой нужный набор активностей.

Какими могут быть цели? Монетизация своего творчества, повышение узнаваемости, получение крупного партнера или клиента с помощью повышения лояльности, авторитет в профессиональном сообществе. 

Сделайте свое творчество доступнее

Актуальный тренд – это доступность искусства для всех слоев населения (пенсионеры, школьники, люди с ограниченными возможностями) и на всю географию нашей Родины – в моменте активно интегрируются форматы, позволяющие онлайн-наблюдать за фестивалями или лекциями интересных спикеров. Поэтому при продвижении собственных art-проектов учитывайте эту опцию как возможность для диалога с партнерами или с медиа. 

На собственном примере могу рассказать, как в ноябре 2018 года совместно с Государственной Третьяковкой галереей мы проводили лекцию клиента нашего агентства Like PR agency – искусствоведа Анастасии Постригай по выставке Михаила Ларионова, параллельно лекция транслировалась онлайн на нескольких площадках музея: сайт, facebook и Вконтакте. Это крайне важный механизм развития и адаптации искусства для россиян и жителей других стран – доступность (бесплатные форматы) и возможность смотреть трансляцию в записи из других часовых поясов. В итоге мы получили прекрасные охваты и тысячи довольных подписчиков, которые наблюдали за экспертом в формате реального времени, досматривали в удобное время. Также эта опция повысила общую лояльность музея к спикеру.

Интеграции & Коллаборации

Эффективный инструмент для продвижения art-проектов – коллаборация со смежными проектами или творческими площадками. Например, молодому театральному режиссеру с креативными сценариями можно эффективно сотрудничать с фестивалями, творческими ВУЗами и даже брендами. 

Прошли те времена, когда крупные СМИ и площадки были не доступны и требовались какие-то особые методы выхода в диалог с ними. Если вы творческие, активные и экологично общаетесь, тогда шансы быть услышанными стремятся к бесконечности. 

Интеграции в культурные проекты – также действенный способ продвижения себя. Например, одна из моих студенток обратилась ко мне после мастер-класса с просьбой посоветовать возможные приёмы продвижения ее творческого проекта, связанного с фотографией и необычной обработкой визуального контента. Я порекомендовала поработать с собственными ВУЗом, договориться об интеграции в их существующие творческие проекты. Как итог через несколько месяцев у молодого графического дизайнера открылась персональная выставка в университете. 

Приготовьтесь играть вдолгую

Это самый важный совет, который я хочу дать тем, кто занимается продвижением искусства в России. Ощутимые результаты появятся через 5-6 месяцев активной работы. Не упирайтесь только в один работающий инструмент, уделяйте внимание мероприятиям, общайтесь с печатной и онлайн-прессой, не забывайте про коллаборации со смежными проектами. 

Важно осознать, что суть работы PR – это как марафон на 42 км: нужно запастить терпением, систематично и упорно двигаться вперед с одной скоростью, потому что стоит остановиться – все откатится назад.