О том, как релокация позволяет получить возможность вырасти, глобальные компетенции и учиться, общаясь с сообществом, с людьми, имеющими разный опыт, рассказывает Мария Кислова, директор российского офиса международной EdTech-компании GoStudent
В крупной компании, такой, как наша, с большим количеством стран (у нас в настоящий момент 23), релокация между городами и странами – довольно распространённое явление. В каждой стране нашего присутствия у нас работает офис, мы предлагаем сотрудникам либо сразу контракты с релокацией, либо позволяем им переехать вследствие каких-то семейных или иных причин. Есть и несколько “больших” локаций, которые выполняют центростремительные функции: айтишники переезжают в Болгарию, у маркетологов хаб в Берлине, руководство и большая часть Operations – в Вене. Затраты на релокейт (т.н. Relocation Package – разовая выплата, которую сотрудник может использовать по своему усмотрению – на аренду квартиры, транспортную или телефонную карту и т.д.) для компании, конечно, тоже существуют. У нас, например, внутри страны – от 500 до 2 000 евро, в зависимости от должности, от 1 000 до 4 000 – в рамках европейского континента, и от 2 000 до 10 000 – за межконтинентальный релокейт. Но это – необходимые инвестиции в сотрудника и подтверждение его ценности для компании.
Молодые специалисты, как правило, охотно соглашаются на переезд. Некоторые рассматривают это как приключение, некоторые как полезный опыт или толчок в карьере.
Поделюсь своим личным опытом с предыдущей работы: временный релокейт подарил мне понимание, как строить процессы с нуля, адаптируя их на локальном/региональном рынке. И в части логистики, и в части культурных кодов – традиций, обычаев, привычек разные локации имеют существенные отличия. Даже Москва и Петербург отличаются друг от друга в этом смысле довольно сильно, не говоря уже о различия между Москвой и, например, Стокгольмом или Мехико. Темп работы, отношения между людьми, микроклимат команд всегда разный. Кстати, по релокации из Мск в Питер у меня есть опыт у предыдущей компании, когда мы построили стартап и решили перенести его в Санкт-Петербург, и 80 % сотрудников, на моё удивление, согласились вместе с командой переехать в Питер, так как специалисты были молодые, и для них это был хороший толчок для карьеры.
Возможность расти не только личностно профессионально, но и, что называется, географически, экстерриториально – это то, что не каждая компания может предложить своим сотрудникам. Это очень хороший опыт, получить возможность вырасти, получить глобальные компетенции. Многим, например, в IT-сфере не хватает такого опыта общения: не только общения на английском, но и в прямом смысле обмена опытом. Люди же учатся друг у друга.
В этой сфере, как ни в какой другой, учиться друг у друга очень важно, так как задачу можно зачастую решить только в среде, общаясь с сообществом, с людьми, имеющими разный опыт, обладающими определёнными, часто уникальными стеками. Это поважнее заработка. И этого в учебниках не прочтёшь.
Мы даём нашим разработчикам возможность выучить язык на базе того, что они знают, общаясь с ментором, и повысить свою стоимость на рынке в конечном итоге. Быстрее всего это можно сделать внутри компании, чем на каких-то курсах. Те, кто заинтересованы в личностном росте, понимают, что в таких компаниях они могут развиваться, перемещаясь и общаясь.
Многие наши сотрудники работают удалённо. Да все наши более 15 тысяч преподавателей работают удалённо. И весьма эффективно. В конце концов, какая разница где ты – в офисе, дома, в кафе или на пляже, если ты эффективно работаешь или учишься. Кстати, по поводу обучения. Принимая сотрудников на работу, мы проводим для них обучение. В быстрорастущих организациях, таких, как наша, вакансии заполняются одновременно в нескольких офисах в разных городах и странах. И корпоративная культура не должна пострадать от бурного роста. В дальнейшем мы не ограничиваем наших сотрудников необходимостью сидеть в каком-то одном месте. И практика удалённой работы была распространена у нас ещё задолго до пандемии. Если сотрудник демонстрирует, что может работать самостоятельно, ответственно и вовремя выполняя всё необходимое, то он может это делать где угодно. Во многом от самого человека и его возможностей структурировать свою деятельность зависит, может ли работа быть продуктивной, пока вы путешествуете, находитесь в командировке или просто работаете вне офиса.
Ну и отдельно скажу про тех, кто сразу готов релоцироваться, приходя на новую работу. Как работодатель, я считаю, что наличие строки “готов к релокации” в резюме выглядит для меня привлекательно. Ведь это означает, что сотрудник готов на определенные действия ради того, чтобы работать в компании, это показывает его желание, адаптивность и лояльность.