Психолог и предприниматель, основатель компании InMind Анастасия Батхина рассказала BS о том, как запустить стартап на стыке онлайн-обучения, психологии и технологий и какую пользу принесет виртуальный бизнес-тренер по развитию soft skills для сотрудников представителям B2B-сегмента.
Анастасия, вы профессиональный психолог, а как появилась идея создания виртуального бизнес-тренера, который проводит обучение в мессенджере?
Этому предшествовал долгий путь наработки профессиональных навыков. А началось все с того, что, еще обучаясь на 3-м курсе психологического факультета МГУ, я выбрала специализацию «психология ведения переговоров, разрешение конфликтов». Поскольку наш курс был экспериментальным, нам, в отличие от студентов большинства других факультетов, которых готовят для научной деятельности, давали не только теорию, но и организовывали практические занятия. Например, учили, как направлять групповую работу, медиации — технологии урегулирования конфликтов, а также проведению экстремальных и бизнес-переговоров.
После получения диплома я 4 месяца стажировалась при университете в Израиле, где также участвовала в исследованиях. Вернувшись, 2 года отработала по специальности в Центре экстренной психологической помощи МЧС России: мы занимались оказанием психологической помощи профконтингенту — спасателям, пожарным, диспетчерам службы 112, обучением их различным психологическим навыкам. Например, стресс-менеджменту и общению с пострадавшими.
Уже там я занималась разработкой образовательных программ для всей системы МЧС, чтобы человек в любом подразделении любого города мог взять эту программу и провести занятия со спасателями и другими специалистами. Параллельно шла работа по чрезвычайным ситуациям: во время дежурств не раз приходилось выезжать на место происшествия либо работать на горячей линии.
Еще в МЧС я начала писать диссертацию в Высшей школе экономики, и мой научный руководитель пригласил меня заниматься научно-преподавательской деятельностью в департамент психологии, куда я и перешла. Сухой науки мне показалось мало, потому параллельно я прошла программу повышения квалификации по когнитивно-поведенческой и телесно-ориентированной психотерапии. В 2018 году начала вести частную практику как психолог-консультант и блог, где рассказываю, как жить по своим правилам. Кроме того, я являюсь ведущим экспертом инновационного проекта в области психотерапии iCognito — компании-резидента Cколково, которая стремится сделать доступной качественную психологическую помощь для широкой аудитории благодаря современным технологиям. В этом проекте участвовала в разработке контента для мобильного приложения, которое производит микрообучение людей определенным психологическим навыкам, чтобы они сами могли решать какие-то свои проблемы. Вместе с программистами мы занимались обучением нейросети.
А примерно год назад мне пришла идея создать стартап — тренинги для персонала, которые проводит искусственный интеллект. Я поделилась этой мыслью с другом, и он ее поддержал. Затем нашла московский акселератор, куда можно было прийти даже на стадии идеи и где прием заявок заканчивался через пару дней, — и отправила туда описание проекта. Получив письмо с приглашением на собеседование, очень удивилась. Уже через неделю после его прохождения пришло сообщение, что меня приняли. В начале 2020-го идея превратилась в полноценный стартап: я создаю обучающие программы для персонала, которые проводит искусственный интеллект, и они востребованы у бизнес-аудитории.
Какими были первые шаги в качестве предпринимателя?
Я написала первый тренинг, а мой партнер — член команды — первого чат-бота. Мы подготовили презентацию, и я обратилась с вопросом к людям в своем нетворке: «Ребята, к кому можно прийти и показать вот такой проект?». Первой отозвалась одна моя коллега, которая параллельно работает в большом тренинговом центре, и предложила провести презентацию у них. Идея им понравилась, и нам предложили сотрудничать.
В чем суть вашего проекта?
Проект на стыке HR и психологии: это чат-бот, который проводит обучение сотрудников в мессенджере. По сути, происходит имитация действий бизнес-тренера искусственным интеллектом: он направляет определенный бизнес-кейс, задания, упражнения, диалоговые тренажеры. Пользователь ему что-то отвечает: это либо заложенный ответ (с помощью кнопки), либо свободный. Далее бот дает обратную связь: правильно или нет, что нужно поменять.
Какую проблему клиента решает ваш проект?
Мы закрываем сразу несколько задач. Во-первых, проблему отсутствия времени на посещение тренингов (а порой мотивации) у самих сотрудников. Работодатели тоже не готовы отпускать персонал в ущерб рабочему процессу. Наш бот прорабатывает вопросы мотивации с каждым пользователем. Во-вторых, решает вопросы, связанные непосредственно с организацией процесса обучения. Этот проект ориентирован на массово дистанционный формат. Он будет полезен и тем компаниям, где, например, происходит большая текучка менеджеров по продажам, линейного персонала, которых надо обучать каждый месяц в большом количестве и в разных филиалах тому, как организовать процесс. Как показал опыт, традиционные вебинары не дают никакого эффекта. В-третьих, — это оптимальное решение финансового вопроса: мы предлагаем за счет простой в использовании и недорогой системы оптимизировать расходы на обучение.
Сколько сотрудников вовлечены в проект?
Сейчас над ним работает 3 человека: я как создатель, методолог и специалист, который взаимодействует с клиентами на всех этапах, мой партнер, занимающийся технологической составляющей, и наемный сотрудник, отвечающий за лидогенерацию — нахождение целевых аккаунтов и первичное взаимодействие.
Вы привлекали инвесторов для запуска проекта?
Нет, это был бутстрэппинг, то есть я вложила свои средства — 10 тысяч рублей. По идеологии это типичный lean startup с минимальными вложениями. Мы постарались сразу выйти на рынок, найти первых клиентов, которые и стали нашими инвесторами, и сейчас мы продолжаем развиваться на клиентские деньги. Поскольку мой партнер — член команды, мы не платили себе зарплату, а все заработанные средства вкладываем в развитие.
В чем особенность вашего проекта?
Эта технология новая для нашей страны, и о ней в России пока совсем немного информации. В то же время на Западе ее активно применяют и о ней пишут. По сути, этот проект — трансформация в обучении взрослых, в подходе к корпоративному обучению.
Что бы еще хотели реализовать?
Еще один заинтересовавший нас тренд, который популярен за рубежом, но пока не получил распространения у нас, — обучение в потоке работы. Оно происходит, когда человек уже что-то делает, а ему приходят напоминания, статьи — подсказки того, что он прямо сейчас может улучшить, сделать по-другому и прокачаться без отрыва от производства. Таким образом, обучение встраивается в рабочий процесс сотрудника.
Другое интересное направление — микрообучение: по данным последних психологических исследований, современный взрослый человек способен удерживать внимание максимум на 6-8 минут, после чего происходит расфокусировка. То есть все, что говорится дальше, — по сути, бесполезно. Это связано с переизбытком информации. Чтобы изменить ситуацию, надо делать перерывы или переключаться. Значит, необходимо создать микроформат с максимальными интерактивными, которые действуют на разные каналы восприятия: звук, текст, изображение, видео. Потому сейчас так популярны сторис в Instagram, TikTok — очень короткий и интерактивный формат по 15 секунд. Тенденция к тому, что количество времени фокусировки будет сокращаться.
Каковы перспективы развития такого направления для предпринимателей?
Сейчас происходит подстройка под клиповость мышления, и эти темы будут реализовываться — интерактивные тренажеры, игры, образовательные тесты. То, что называется эдьютейнмент, — включение игры в процесс обучения, проекты на стыке образования и развлечения, которые уже реализуются и имеют отличные перспективы.