Доктор Райнер Цительман, немецкий историк и социолог, автор книги «Искусство продвижения себя», проанализировал рецепты успеха двенадцати личностей – гениев саморекламы – начиная с Альберта Эйнштейна, Стива Джобса, Карла Лагерфельда и Дональда Трампа и заканчивая Ким Кардашьян, и рассказал Business Story рецепт их успеха.
Не молчите о своих достижениях
Делайте то, что делают куры! Да, вы все правильно прочитали. Куры кудахчут, откладывая яйцо, и тем самым, даже не подозревая об этом, следуют основному принципу саморекламы. Если вы хотите стать брендом, прежде всего вам нужно отказаться от ряда мешающих убеждений. Одно из таких ложных утверждений: «Качество всегда возьмет верх само по себе». Если бы это было правдой, такие компании, как Daimler или Apple, уже давно прекратили бы продвигать свою рекламу. «Скромность – это добродетель», «Не выпендривайся!», «Не бахвалься!» – все мы слышали подобные фразы в детстве. Но если жить, следуя им, мы проведем всю жизнь, наблюдая за тем, как нас обходят другие, и лишь потому, что они лучше понимают важность наличия бренда. Это тот самый момент, который чаще всего недооценивают: пока вы не преодолеете эти барьеры, эти вредные убеждения, утвержденные в вашем подсознании, вам никогда не стать известными.
Забудьте об излишней вежливости
Не прячьте свои острые углы! Если вы хотите чего-то добиться, вы не должны тратить время на то, чтобы беспокоиться о том, достаточно ли бережно вы обходитесь с другими. Такие гении самомаркетинга, как Мадонна или Мухаммед Али, знали, что дело не в том, чтобы стать лучше прочих, а прежде всего в том, чтобы отличаться от других. Поляризация и провокация были ключевыми элементами в их маркетинговой стратегии. Мы, безусловно, можем многому научиться и у таких знаменитостей, как Карл Лагерфельд. Он неоднократно привлекал к себе внимание резкими и даже дерзкими заявлениями. Стоит помнить, что людям, стремящимся к гармонии и желающим нравиться всем, приходится в жизни нелегко, и особенно трудно, если они все же становятся знаменитыми.
Внешний вид имеет значение
Да! У каждого бренда есть торговая марка. Представьте себе логотипы Coca Cola, McDonald’s, Apple или Mercedes-Benz. Если вы хотите стать брендом, вам тоже нужно быть мгновенно узнаваемыми и неповторимыми. Трудно вообразить более разных людей, чем Дональд Трамп, Альберт Эйнштейн и Карл Лагерфельд, но кое-что общее у них есть: все они превратили собственные волосы в свои торговые марки. Блестящие золотистые волосы Трампа, растрепанная и торчащая во все стороны седая шевелюра Эйнштейна и напудренный хвост Лагерфельда стали их товарными знаками так же, как бицепсы Шварценеггера или бедра Ким Кардашьян.
Не недооценивайте роль СМИ
Если вы хотите прославиться, вам нужно стать мастером по связям с общественностью. Мухаммед Али, Энди Уорхол и Стивен Хокинг посвятили много времени и энергии работе с прессой для создания своего бренда. Они дали бесчисленное количество интервью, точно знали, как работают СМИ, какие истории интересуют журналистов больше всего, и регулярно общались именно на эти темы. Вы должны понять, какие темы в вашей сфере интересны журналистам, а точнее, вы должны выяснить, что именно, по мнению журналистов, интересует их читателей или зрителей. А затем вам просто нужно продумать, как вы можете рассказать именно такую историю. Здесь подходит поговорка «Наживка – для рыбы, а не для рыбака».
Говорите то, что люди запомнят
Мухаммед Али, который, по слухам, плохо умел читать и ни разу не добрался до конца какой-нибудь книги, рано понял важность запоминающихся шуток и стихов как средства повышения узнаваемости бренда. К примеру, все слышали: «Порхай, как бабочка, жаль, как пчела». Своими высказываниями прославился и Лагерфельд: «Если вы носите спортивные штаны, вы теряете контроль над своей жизнью». Бесчисленные афоризмы ушли в народ от Альберта Эйнштейна, а еще, как и Мухаммед Али, он писал короткие стихи. Может быть, это подойдет и вам? Станьте знаменитостью через поэзию!