Американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт считал: «Совещания совершенно незаменимы, если вы ничего не хотите делать». Лондонская компания STL Microsoft Training провела исследование, которое выявило, что в среднем из 207 совещаний в году 67% являются непродуктивными. Это происходит, потому что большинство работников предпочитают решению реальных задач демонстрацию красивых графиков и презентаций. Такая симуляция активности чаще всего связана с давней привычкой и эмоциональной дистанцией между сотрудниками и начальством. Отсюда возникает вопрос: как вовремя выявить, что работник избегает ответственности и сподвигнуть его на продуктивную деятельность? С этим нам помог разобраться Егор Антипов — психолог, бизнес-наставник и эксперт по проработке убеждений.
На самом деле большинство людей любят создавать видимость успешности Эта привычка обычно закладывается в детстве: в процессе формирования личности ребёнок всегда берёт пример со взрослого и старается ему подражать. Пытаясь повторить поведенческий механизм взрослого, он отождествляет себя с ним и таким способом самоутверждается. Ребёнок стремится показать свою значимость и самостоятельность.
С одной стороны, это хороший способ развивать способности. Однако в то же самое время человек запоминает неверную схему: чтобы казаться успешным, достаточно умело притворяться. Родители, в свою очередь, поощряют копирование ребёнком их поведения. Взрослые хвалят его, потому что он понял, как делать «правильно». Но тем самым родители или педагоги неосознанно формируют у ребёнка другой паттерн: если делать вид, что уже всё умеешь, тебя будут хвалить. В раннем возрасте люди об этом не задумываются, но запоминают, как получить одобрение. Человек вырастает и живёт, руководствуясь принципами, заложенными в детстве. В итоге люди продолжают создавать видимость успешность и во время учёбы, и на работе.
Когда человек взрослеет, тяга к познанию ослабевает, но привычка пускать пыль в глаза остаётся. И если реальных побед у него мало, включается защитный механизм, который позволяет избежать «комплекса неполноценности». Человек делает вид, что он трудится не покладая рук и ему это нравится.
Кроме того, необходимость притворяться дополнительно стимулируют социум и постоянно возникающие проблемы. В такой ситуации привычка подражать становится способом сохранения внутреннего равновесия. Создавать видимость оказывается гораздо проще, чем браться за новые сложные задания.
На работе такая модель поведения вполне объяснима. Самое ценное для большинства сотрудников — это стабильность, безопасность и деньги. Чтобы не потерять место, работникам нужно постоянно доказывать, что они значимы для коллектива. Кроме того, видимая занятость спасает от лишней ответственности и необходимости конкурировать. Нередко люди сами начинают верить в собственную ложь и считают, что они на самом деле трудятся в поте лица. Это не значит, что такие сотрудники плохие. Есть две основные причины подобного поведения: желание нравиться всем, возникшее ещё в детстве и страх нестабильности и рисков.
Большинство сотрудников даже не осознают, что ими движет на самом деле. Часто они даже устают от своей «активной» деятельности, хотя на самом деле их выматывает только необходимость притворяться. На поддержание образа уходит огромное количество сил, и люди становятся заложниками собственной иллюзии.
Когда ко мне обращаются за консультацией руководители крупных компаний, чтобы проработать мотивацию персонала и вывести свою организацию на новый уровень дохода, мы в первую очередь анализируем причины падения эффективности работы сотрудников, почему они симулируют занятость. На следующем этапе мы выстраиваем индивидуальную программу решения конкретной проблемы. Приведу в качестве примеров некоторые из техник, которые я рекомендую своим клиентам:
Самому перестать притворяться
Если в вашей команде большинство сотрудников предпочитают имитировать загруженность, скорее всего, вы и сами только создаёте видимость успеха. Это может выражаться в чрезмерной требовательности и в эмоциональном дистанцировании от коллектива. Сотрудники легко считывают такое поведение, а сам руководитель становится заложником своего образа. В первую очередь нужно наладить коммуникацию с подчинёнными. Не бойтесь нарушить субординацию, из-за этого сотрудники не начнут вас меньше уважать.
Понять, что всем свойственно притворяться
Если у ваших подчинённых единственный способ поощрения — зарплата, у них нет стремления развиваться. Зачем прикладывать 45% усилий, если деньги платят и за 40%? Первичная потребность в финансовой стабильности закрыта, поэтому напрягаться не нужно. Мозг человека любит экономить силы по максимуму. Руководителю нужно понять внутреннюю и внешнюю мотивацию каждого сотрудника. Поможет справиться с этой задачей техника геймификации, дополнительное корпоративное образование, психологические и командообразующие тренинги, а также программы повышения квалификации.
Практиковать неформальное общение с сотрудниками
Каждый работник, как я уже говорил, ждёт поощрения со стороны авторитетной для него личности. Ему хочется показать вам, что он взрослый и успешный. Поэтому если вы будете общаться с сотрудниками на равных, пусть и с учётом иерархии, у них будет желание следовать за вами. Более того, подчинённые будут работать продуктивнее, когда поймут, что вы способны оценить их по достоинству. Возникнет прочная мотивация, не зависящая исключительно от денег.
Проблема современного общества в том, что многие люди заигрались в свои роли и стали заложниками этого спектакля. Если вы хотите стать успешным, а не только казаться таким, нужно быть человечнее по отношению к окружающим. Кроме того, важно всегда проявлять свою уникальность. Будьте искренними в общении, чтобы новые люди и возможности появлялись на вашем пути. Вам и самим станет с собой интереснее, если вы перестанете притворяться. Только оставаясь собой, вы сможете прийти к полноценной и успешной жизни.