Дарья Пантюх, CEO & Founder “Personal Partner Consulting Boutique”, партнер «StepAhead», бизнес-психолог и консультант, рассказывает о тонкостях делегирования и собственном опыте.

Делегирование имеет место быть тогда, когда руководителю начинает не хватать времени на выполнение всех рабочих дел. Это привычка окажется полезной для любого бизнеса.

Делегирование начинается тогда, когда руководитель понимает, что рядом с ним находятся сотрудники, которые способны, компетентны выполнять многие рабочие задачи и желают развиваться. Если рядом с руководителем есть команда готовая и способная развиваться, то это главный маячок, что можно делегировать им все больше и больше задач, оставив за собой периодический контроль результата и глобальные цели.

Начинать делегировать лучше легкие задачи. Таким образом сотрудник увидит, что ему доверяют и он постепенно привыкнет к этому, поймет, что ответственность за задачу лежит целиком и полностью на нем и почувствует себя более уверенно. И если вдруг сотрудник не до конца выполнил задачу, это не повлияет на бизнес. Всегда нужно давать обратную связь при этом и хвалить за выполненную работу.

Оценка эффективности делегирования: количество обращений к руководителю с вопросами постепенно уменьшается, задача выполнена в срок и хорошо.

Что нужно делать чтоб начать делегировать? Действительно, это большая сложность для многих руководителей, так как у нас есть установка в голове: «Лучше, чем сделаю я, не сделает никто». Ее необходимо менять, потому что иначе руководитель закопается в рутине и упустит главное в работе. Стоит поработать с психологом или кочуем для разрядки установки. К тому же, если сместить фокус с «только я хорошо сделаю» на фокус «другой сделает по-другому, это не значит, что он сделает хуже». То есть то, что ваш подчиненный не сделает, например, так же хорошо, как вы — необходимо понимать, что «хорошо» в данном случае — это ваша субъективная оценка, которая вполне может расходиться с реальностью и, в конце концов, негативно влиять на бизнес.

Легко сказать, но трудно сделать. Я тоже через это проходила и могу сказать, что руководитель, скорее всего, никогда не будет готов начать делегировать, поэтому если вдруг он считает, что психолог или коуч ему не нужен, тогда необходимо просто брать и делать. Закрыть глаза и прыгнуть в холодную воду. Это будет почти хирургическое вмешательство.

Помните про доверие — это важная составляющая делегирования! Без него делегирования быть не может.

Кроме того, делегирование — возможность для подчиненных развиваться. Если вам нужна команда профессионалов рядом, поручайте им больше и больше задач, оставив себе глобальные цели. Таким образом они становятся самостоятельней и это отличный инструмент мотивации! Когда сотрудник видит, что вы ему доверяете, полагаетесь на него и позволяете ему развиваться, вы, тем самым, приобретаете мотивированного и преданного сотрудника.

На моей практике, когда я один раз уехала в отпуск, как раз перед концом отчетного месяца на работе, мне не давали спокойно отдохнуть почти ни одного часа: то звонки, то письма. Тогда я начала анализировать ситуацию и поняла, что мои ребята совершенно не самостоятельные и боятся брать на себя лишнюю ответственность, идут ко мне по тем вопросам, которые вполне способны решить самостоятельно. Я поняла, что так происходит, потому что я взяла на себя роль руководителя-мамочки: которая и поможет-подскажет, и соломки подстелит….вся ответственность всегда на мне. Это была моя ошибка. Я начала давать им возможность рисковать и самостоятельно принимать решения. Например, какое количество автомобилей нам нужно заказать, и каких именно.

Поначалу я все чрезмерно контролировала и стремилась везде влезть, но это тоже не вариант, это не делегирование. Мне приходилось учиться доверять и отпускать свой персонал. И, как результат, следующий отпуск меня, как управляющего директора, прошел без звонков от сотрудников. Все задачи, которые делались в моем присутствии спокойно делались уже без меня, вовремя и эффективно. То есть я могла уже освободить свои мозги и время для стратегических рабочих задач и личной жизни.