Эмилия Манвельян, основатель бренда дизайнерской одежды «Art Flash», рассказала о том, как пришла идея создать бренд одежды с принтами современных художников, с какими сложностями столкнулись при происке персонала и почему важно сразу думать о логистике.
Миссия проекта «ART FLASH» заключается в том, чтобы сделать мир искусства интереснее и доступнее для понимания, предоставить возможность художникам знакомить аудиторию со своим творчеством не только на выставках и в галереях, но и посредством одежды. Слоган компании – «Making life a masterpiece» (Делая жизнь шедевром) отражает цель деятельности «ART FLASH».
Эмилия Манвельян, основатель бренда дизайнерской одежды «Art Flash», очень любит искусство. Окончила Высшую Школу Бизнеса МГУ. Параллельно обучалась на курсах в Sotheby’s, Instituto Galileo Galiilei в Флоренции. Работала в музее современного искусства «Гараж». Затем решила заниматься выпуском одежды с принтами и вышивкой работ современных художников, иллюстраторов, фотографов. Познакомилась с творчеством иллюстратора Эльвиры Шараповой, художниц Тамары Дихтяр и Анастасии Свиридовой, фотографа Никиты Ступина и др. Их работы вдохновили на разработку коллекций одежды. Авторы полностью разделяют мое мнение о том, что искусство не должно быть ограничено рамками выставочных пространств и галерейных стен. Так появились первые коллекции одежды с принтами их работ.
Продукцию стали предлагать на страницах «ART FLASH» в социальных сетях: Facebook, Instagram. Изделия бренда сразу нашли интерес со стороны покупателей. Уже после первых продаж у нас сформировался небольшой пул постоянных клиентов. Но сделав первые шаги, мы столкнулись с большим количеством вопросов, которые необходимо было решить, прежде чем перейти на следующий уровень развития компании. Предстояло достаточно продолжительный период работать в поле многозадачности.
Сразу хочу обратить ваше внимание на тот факт, что проект начинал развиваться на очень ограниченном бюджете. Соответственно, те вопросы, которые при больших вложениях можно было бы решать более оперативно и качественно, у нас занимали много времени и требовали больших усилий. Прежде всего, необходимо было разработать сайт. Я неоднократно прописывала ТЗ, платила небольшие авансы, но разработчики, спустя некоторое время, куда-то испарялись, не отвечали на звонки, выключали телефон. В результате, параллельно осваивая навыки IT-специалиста, сайт запустила самостоятельно. Не хотелось, чтобы сайт был только «воронкой продаж», ставила задачу, знакомить клиентов и с новостями арт-рынка, искусства и культуры, с художниками и иллюстраторами, на основе работ которых разрабатывался дизайн одежды. А это значит, что необходимо было активно участвовать во всех мероприятиях арт-сферы, интересно об этом писать. Здесь неоценимую помощь оказали мне стажеры проекта Ирина Сопина и Ольга Кожина. Для девушек взаимодействие с брендом стало положительным опытом написания статей, публикаций, интервью, возможностью посещения знаковых арт-статей и статей и публикаций, возможностью посещения мероприятий. Для «ART FLASH» — большим ресурсом по наполнению блога сайта актуальной информацией.
Следующим важным вопросом был подбор производителей. Так как наша продукция разнообразна, нам необходимо было найти хороших исполнителей для пошива одежды, качественного нанесения принтов, печати в технике full-print, вышивки, поставщиков тканей и фурнитуры. С учетом фактора логистики, поверьте, эта задача не из легких. Мы поменяли несколько компаний, пока нашли оптимальное соответствие цены-качества. Лучше начинать с профильных выставок, где есть возможность познакомиться с большим количеством потенциальных партнеров, протестировать несколькими заданиями, затем выбрать лучших.
За короткий период деятельности пришлось поменять большое количество компаний курьерской доставки. Начинающие предприниматели должны иметь ввиду, что даже солидные фирмы подводят, и если их бизнес предусматривает эту услугу, отнестись к этому вопросу особенно серьезно, так как эта одна из основных точек соприкосновения с клиентом, влияющая на лояльность клиента к компании в будущем.
Часть времени мы посвятили решению внутренних вопросов, в частности подбору персонала. Иcкали опытную закройщицу, параллельно — графического дизайнера, который мог бы переносить работы наших художников и иллюстраторов на лекала в электронном формате. Требовался специалист, разрабатывающий достаточно сложные программы для вышивки. При всем изобилии на рынке труда, найти «своего» человека нелегко. Кадровый вопрос – один из сложнейших и надо быть готовым уделить его решению достаточное внимание. В этом вопросе большую поддержку мы нашли в среде бизнес сообществ и пользуясь рекомендациями.
При этом мы постоянно стремились привлекать новых покупателей и расширять спектр услуг, обеспечивающих удобство для имеющихся. Работа с клиентами осуществлялась и ведется в нашей компании по модели ПРУВ Игоря Манна, то есть: привлечение + работа с ними + удержание + возвращение. Использование этой модели позволит постоянно держать в фокусе все возможности формирования клиентской базы, выявлять слабые места, увеличивать положительные результаты. В частности, благодаря анализу откликов, мы поняли, что повлиять на желание покупателя вернуться к нам еще, может возможность выбора оплаты продукта и подключили различные системы оплаты при покупке. Это потребовало достаточного продолжительного отрезка времени, так как сопряжено с согласованиями процедур с банком, проверкой компании службами безопасности. Но это стоит пройти, так как финансовый результат станет очевиден. На определенном этапе мы столкнулись с тем, что дизайн свитшота или футболки очень нравился покупателю, но изделие было в одном сезонном варианте, для теплой или холодной погоды и это ограничивало выбор, а значит сокращало количество покупок. Мы оперативно отреагировали на запрос покупателей и дополнили линейку тканей по параметрам плотности и состава, теперь клиент может заказать изделие, исходя из своих температурных предпочтений. Расширили и выбор цветовой гаммы.
Наш продукт привлекателен тем, что достаточно оригинален и изделия бренда часто заказывали в подарок. Но радость от увеличения продаж омрачалась тем, что периодически был возврат покупки по причине того, что не подошел размер. Это натолкнуло нас на мысль предложить нашим покупателям возможность делать подарки в виде сертификата на приобретение нашей продукции. Так даритель предоставляет возможность одариваемому самому выбрать цвет, дизайн и размер изделия. А это значит, что подарок обязательно понравится и подойдет. Еще одним плюсом является то, что дарителю нет необходимости ехать в торговый центр, стоять в пробках или толкаться в метро, доставить радость близким можно несколькими кликами. Кроме того, наш товар доставляется во все регионы России.
В нашем деле особенную роль играют представители творческих профессий, так как взаимное влияние искусства и моды лежит в основе нашего бренда. Мы гордимся нашим успешным взаимодействием с иллюстратором Эльвирой Шараповой. Картины знаменитых художников, таких, как Дали, Мондриан, Кандинский, Уорхол, Малевич и др., приобрели новые черты и стали ближе и доступнее благодаря ее иллюстрациям. Коллекция одежды с ее работами стала базовой и клиенты постоянно заказывают ту или иную модель. С удовольствием приобретаются свитшоты с принтами картин Анастасии Свиридовой, написанных в ее авторской технике «Ito Printing». Техника предполагает работу не кистью, а нитями и в результате мы видим плавные линии, абстрактные формы, неожиданное сочетание цветов. В коллаборации с Тамарой Дихтяр мы выпустили коллекцию «PLAYS OF SHAPES». Особенный интерес у покупателей вызвали такие работы художницы, как «Фарфоровый сад», «Мозаика» и «Птица счастья», наполненные яркими красками и множеством форм. Одной из задач нашей компании, является продвижение творчества современных художников. Мы следим за появлением новых имен на арт-рынке и готовы оказывать поддержку начинающим талантам.
Часть наших товаров изготовлены с применением вышивки. Свитшоты «Спортсмены» и «Суперматизм» стали первыми изделиями, представленными покупателю оффлайн. Мы постоянно дополняем размерный ряд свитшотов в магазинах нашего партнера «Шалтай-Болтай» в ГУМе и Новинском пассаже и, конечно же, не хотим себя ограничивать только этими точками. Торговля оффлайн стоит в приоритете развития компании.
Когда открываешь свою компанию, необходимо настраиваться на марафон. Воплотив намеченное, ты понимаешь, что то уже утратило актуальность, что то следует дополнить, что то изменить. Так для нас отработанная техника продаж в социальных сетях перестала быть актуальной после изменения стратегии развития Facebook и Instagram. Приходится перестраиваться и искать другие возможности продвижения или платить за рекламу на привычных, ранее бесплатных, ресурсах. Мы решили не ограничивать онлайн продажи своим сайтом. Сейчас активно ведем переговоры с площадками-агрегаторами.
Динамика нашего времени диктует бизнесменам свои правила: постоянно анализируй деятельность конкурентов, незамедлительно внедряй новые возможности, беспрестанно учись и безостановочно действуй. Движение должно быть стремительным, только так можно достичь успеха в мире огромного информационного потока, больших скоростей и высокой конкуренции. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы бренд «ART FLASH» полностью соответствовал реалиям сегодняшнего дня: удовлетворял высокие запросы покупателей и постоянно совершенствовал достигнутый результат в маркетинге, PR и HR менеджменте.