Станислав Твердохлеб, промышленный консультант, специалист по мобилизации ресурсов, директор АНО «Центра развития промышленных инноваций» рассказывает о том, почему не стоит упускать возможности и как простая идея может превратиться в прибыльное направление бизнеса.

Почему важно рассказывать о своих инсайтах

Есть такая настольная детская игра – «Спящие королевы». Ее придумала маленькая девочка Миранда Эвартс во сне. Наутро она рассказала о своем видении родителям, и семья, оценив задумку, реализовала развлечение. Разработали красочную коробку, структурировали сюжетные линии игры – вуаля, готовый продукт и безбедная жизнь для его создателей. Дети вообще генераторы классных идей, да еще и мастера реализовывать их здесь и сейчас. Отсутствует у них отягощающий бэкграунд в виде накопленного опыта и структурированного образа жизни и мыслей, как у взрослых.

Сегодняшний человек может получать в день столько информации, сколько еще каких-то двести лет назад люди накапливали всю жизнь. Количество поступающих отовсюду новостей, музыки, книг, рекламы заставляют наш мозг быстро обрабатывать это все в режиме так называемой многозадачности, которая человеку на самом деле недоступна.

Концентрация на одном деле, проекте, идее дает намного больше профитов, чем бесконечная мышиная возня в попытках стать лучшим во всем.

И еще, так уж природой устроен человек, нам кажется, что все под контролем – действительно, ведь мы живем по проверенной, годами отточенной схеме. Нам думается, что мы уже изучили все свои ресурсы и потенциал, не прыгаем выше головы, лениво листаем однообразные статьи в лентах соцсетей об успешных парнях на крутых тачках и о том, как важно вовремя хвататься за возможности, которые подкидывает жизнь. И ведь мы считаем, что непременно эту возможность заметим, да и вообще она сама придет, постучится в дверь, скажет: «Привет, я твоя возможность, возьми меня». И даже если она именно так придет (нет), то ведь мы ее еще и не возьмем – некогда, дайте другую, пойду посплю.

Как работает наш бизнес-мозг? (да, есть такой). Наверняка замечали за собой и не раз – внезапный приход какой-то идеи по дороге в магазин, в пробке, в душе, да где угодно. И мы думаем: «ого, отлично, обязательно сделаю», воображение подкрепляется дофамином и украшает идею, она выглядит в нашей голове просто фантастически!

Но, увы, дофаминовое подкрепление проходит через полтора часа, идея выглядит не такой уж и яркой, а даже наоборот — тусклой, черно-белой, дурацкой. А нам ведь некогда, всегда спешим – и подсознание нам помогает, отправляя в мусорную корзину все тусклое, черно-белое и дурацкое, по сути не анализируя. Приправим этот момент внутренней борьбой между замечательной идеей и стопорами в виде опыта, знаний, мнения других людей, и в итоге, скорее всего, составим список якобы веских причин, почему не стоит браться за реализацию идеи – «у меня ничего не получится», «я слишком стар», «не слишком умен».

Так вот, очень важно сделать так, как девочка, придумавшая игру во сне – РАССКАЗАТЬ о своем инсайте и перейти от слов к делу. В качестве примера я поделюсь историей о том, как из простая идея превратилась в интересный и прибыльный проект. 

История одной идеи, или почему важно не молчать

В конце 2017 года в Челябинск с бизнес-миссией прилетали тульские предприниматели, среди которых были представители фабрики по производству пряников. Пока я общался с ними, вот так внезапно, в ходе разговора у меня родилась идея, как им расширить рынок сбыта. Дерзнул высказаться. Владелица фабрики и руководитель отдела продаж недоуменно переглянулись. Конечно, кто я такой — учить профессионалов, как делать то, что они и без меня делают вот уже 20 лет – официально называются «тульским пряником», выпускают 25 тонн продукта в месяц, присутствуют во всей рознице, проводят мастер-классы для школьников по изготовлению лакомства. Процветает бизнес и все у них хорошо. Но сдержаться я не смог. В конце концов, я ничего не теряю. Итак, суть идеи. 

При изготовлении тульского пряника по классическому рецепту в тесто замешивается мед, фабрика закупает любой и пускает его в производство. Я предложил сделать тульский пряник с башкирским медом. Тульский пряник – бренд, башкирский мед – тоже. Идея явно заинтересовала промышленников, тем более я предложил путь ее воплощения. Встретились с «медовым» представителем республики Башкортостан в Челябинской области и договорились о дальнейших действиях.

В итоге через полгода мы реализовали эту идею, и сейчас в Башкирии, везде, где продается мед – пасеки, санатории, туристические места, фирменные сети магазинов – продается и тульский пряник.

Получился уникальный продукт, который нельзя повторить, другого тульского пряника с башкирским медом уже не изобрести). Фабрика заплатила мне вознаграждение. Небольшое по отношению к той прибыли, которую приобретала компания , но я не мог позволить себе переместить замысел в корзину. Погоня за банальными деньгами не приносит счастья, его приносит возможность самовыражения, которую надо схватить сию секунду, как только она возникла, потому что завтра вы о ней забудете, ведь есть более важные дела, в привычном фокусе внимания.

Фабрика рассчитывалась со мной чуть ли не со слезами: «Это же надо – 20 лет смотреть на пряники и мед и не придумать такого простого способа увеличить прибыль!» Давайте учиться у детей находить простые решения масштабных задач, для этого необязательно быть очень креативным и творческим, для этого надо перестать игнорировать озарения, а их логичная форма сложится уже потом. В следующей истории.