Продолжаем серию статей о делегировании. На этот раз своим опытом поделится Алексей Филоненко, генеральный директор компании «БИЗНЕСЮРИСТ».

Как понять, что пора начать делегировать

Я начал делегировать сразу, как только открыл свой бизнес. С первого же дня у меня появился первый сотрудник – курьер, потому что я понимал, что не успею делать всё и сразу.

На момент открытия дела у меня был немалый опыт работы в крупной компании, и я понимал, кто и какие задачи должен выполнять. Поэтому с ростом своего бизнеса я начал нанимать новых сотрудников, то есть делегировать все больше обязанностей.

Считаю, что задача руководителя – собрать сильную команду, распределить обязанности среди сотрудников, сформировать четкий функционал для каждого из них, поставить сроки, и как дирижер смотреть за всем и в случае необходимости корректировать.

Какие задачи нужно делегировать первыми

В первую очередь стоит начать делегировать самые простые, однотипные задачи, которым легко и быстро обучить любого человека. То есть те дела, которые съедают время, но не приносят высокую прибыль. Не стоит бояться этих расходов, они позволят заработать больше, чем если вы будете на всем экономить. Например, если я найму исполнителя на мелкие поручения, а сам в это время буду встречаться с клиентами и заниматься денежными вопросами, то заработаю больше, чем потрачу на оплату работы этого сотрудника.

Как оценивать эффективность

Для начала важно четко и понятно ставить задачу сотруднику и обозначать конкретные сроки ее выполнения. Любая задача должна иметь дед-лайн и быть понятной исполнителю. Поэтому не бойтесь переспрашивать сотрудника, просить пересказать суть задачи, так он и сам лучше поймет, что от него требуется. Что касается дед-лайнов, то иногда лучше ставить более ранние сроки, чтобы работник выполнил задачу быстрее и эффективнее.

Если говорить о самой эффективности, то, конечно, в каждой сфере критерии для ее оценки будут разные – где-то скорость, где-то качество и т.д., поэтому надо отталкиваться от конечного результата.

Например, в моей компании есть разные типы задач и сделок, и я точно знаю, сколько времени и сил нужно потратить на каждую из них и что должно получиться в итоге. Согласно этим метрикам я и оцениваю эффективность работы сотрудника.

Кроме того, сегодня существуют современные системы, в которых можно вести проекты, сделки с клиентами, и там же оценивать эффективность. В CRM-системах можно выстроить исходные сведения и измерять результаты каждого сотрудника на основе внесенных данных о работе над проектом.

Несколько советов для тех, кому трудно выпустить контроль из рук

Я хорошо понимаю, как сложно передать кому-то ведение дел. Ты всегда думаешь, что сам выполнишь задачу лучше, переживаешь, что сотрудник сделает что-то не так и в результате пострадает твоя деловая репутация. Но если этого бояться и не делегировать, то можно завязнуть в рутинных, операционных делах и перестать развиваться. Чтобы этого не случилось, важно четко формулировать задачи и сроки их выполнения, переспрашивать, понял ли сотрудник задачу, и, в целом, выстраивать доверительные отношения с персоналом.

Конечно, персонал может ошибаться, но и вы можете ошибаться. Поэтому важно также выстроить в компании стратегию по выходу из проблемных ситуаций.

И здесь всегда есть два этапа – внешний и внутренний. Внешний – это работа с клиентом, то, как компания решает проблему, как выходит из нее, как нивелирует негатив. Внутренний этап – работа с сотрудниками. Здесь важно, чтобы сотрудник понимал и признавал, что он действительно допустил ошибку. Нужно, чтобы каждый член коллектива в случае наступления проблемы понимал, почему она произошла, мог проанализировать случившееся, сделать выводы, исправить ситуацию, если это возможно, и двигаться дальше. Если руководство видит, что сотрудник признает свою вину, пытается ее исправить, это замечательно, вопросов и проблем будет уже меньше.

Говоря о делегировании, пожалуй, в первую очередь важно самому для себя понять, какие цели вы преследуете как предприниматель. Если хотите все держать под контролем, боитесь делегировать, то возможно вы – ремесленник. Тогда не стоит ставить большие цели, а просто заниматься любимым делом в одиночку или в небольшом коллективе, с людьми, которые будут выполнять для вас какие-то простые функции.

Но если у вас большие планы и амбиции, вы ставите перед собой грандиозные цели, тогда не нужно бояться делегировать, нужно пробовать, экспериментировать, потому что все это в итоге опыт. Если есть финансовая возможность, пройдите курс по управлению коллективом, проведите тренинг по общению с клиентами для своих сотрудников и т.д.