В последние десять лет среди бизнес-стратегов стало хорошим тоном время от времени объявлять “новой нефтью” что-нибудь несырьевое: в одной версии на роль ключевого ресурса назначались “люди”, в другой — “данные”. Александр Радионов, основатель компании Broniboy, рассказывает, как приобретенные потребительские привычки меняют экономику, почему автоматизация доставки скорее утопия, чем реальность и как курьеры по востребованности сравниваются с IT-специалистами.

Если отойти замаха на всеобщую формулу и посмотреть через призму конкретной области — сервиса доставки, находящегося на пересечении e-commerсe и ритейла, то хочется выступить в роли еврейского мудреца и сказать “и ты тоже прав”. Но все-таки, тезис, вынесенный в заголовок точнее характеризует ситуацию, в которой, несмотря на автоматизацию, кадры по-прежнему решают если не все, то очень многое. Хотя, как мы увидим чуть ниже, big data тоже играет большую роль в числе движущих сил бизнес-прогресса.

Но вот факты и цифры, которые во многом говорят сами за себя. Дефицит “полевых” кадров в нише доставки является главной головной болью ритейла с хештегом #прямо сейчас. Уже к осени прошлого года число вакансий этого плана — курьеров, сборщиков заказов —  подскочило в 5-7 раз даже относительно летнего сезона. Пропорционально растет и стоимость услуг, подорожавших с прошлого года в 1,5–2,5 раза. Сегодня при полной загрузке (учитываем, правда, что это крайне интенсивный и выматывающий режим) доход курьера с до 100 тысяч в месяц, а со своим автомобилем — и до 200 тысяч.

Такая галопирующая востребованность определяется динамикой развития рынка: по прогнозам агентства Infoline, только продуктовая доставка, оцениваемая по итогам 2021 г. в 400 млрд рублей, к 2024-му имеет все шансы дорасти до 1,1 трлн.  Причем окончание пандемии (на которое мы все, конечно, надеемся) уже не повлияет принципиально на динамику процесса. Те, кто думают, что сейчас мы выдохнем и плавно откатимся к режиму жизни 10-х годов, упускают важный момент: карантин и вынужденная изоляция только ускорили и заострили тенденции, существовавшие сами по себе. Сегодняшняя картина, когда ваша квартира превращается в “модульное пространство”, объединяющее на одних и тех же квадратах функцию офиса, ресторана и кинотеатра, при естественном течении событий должна была оформиться приблизительно к 2030-му году. Однако пандемия форсировала этот “интровертный переход”, и обратно фарш приобретенных потребительских привычек не провернется. 

При этом бизнес, как генералы из любимой поговорки У. Черчиля, продолжает готовиться к уже прошедшей войне — назовем ее “битвой за клиента”. Стратегическое планирование ритейла ориентировано на маркетинговую агрессию в конкурентной борьбе за долю рынка. Эту установку мы видим у крупнейших местных игроков (X5 Group и т.д.), но если посмотреть на западный рынок e-commerce, то наблюдаются те же тенденции. Из привлеченных там за 2021 год 40-80 (по разным оценкам) млрд. долларов инвестиций, порядка 80% предназначаются для расширения доли рынка. 

При этом за скобки выносится вопрос о том, как эффективно монетизировать завоеванную аудиторию и обеспечивать стабильный уровень сервиса на увеличившемся масштабе. Уже сейчас проблема начинает отчетливо обозначаться, и, по нашему прогнозу, в горизонте 5 лет именно здесь будет формироваться новое окно возможностей для прорывного развития. 

В этом отношении существует несколько сценариев разной степени реалистичности. Популярна, например, концепция условного “техно-футуризма”, уповающая на автоматизацию доставки: дроны, роботы-курьеры и прочие атрибуты киберпанка. Это красивый, но совершенно утопический вариант — уровень внедрения таких технологий в обозримой перспективе не закроет даже лакуну, которая образуется с ужесточением миграционных порядков и сокращением рынка рабочей силы из Средней Азиии. 

IT действительно может значительно участвовать в решении проблемы, но совершенно иначе — через развитие предиктивных решений, то есть автоматизированных систем прогнозирования спроса и распределения рабочих ресурсов. Это, кстати, как раз те самые “большие данные”, которым мы отдавали должное в самом начале темы. Современные технологии позволяют строить многофакторные алгоритмы: календарные циклы, загруженность дорог, прогноз погоды — все это влияет на то, как с минимальными издержками обеспечить оптимальную загрузку курьерских смен, избегая как простоя (теряем деньги), так и аврала (теряем оперативность и качество услуги, а значит — клиентскую лояльность). 

Но для оптимизации в любом случае нужно, что было кого оптимизировать — то есть запрос на значительное привлечение новых сотрудников в курьерские службы сохраняет актуальность. А парадокс в том, что несмотря на растущее денежное вознаграждение, всяческие бонусные программы и акции типа “приведи друга”, которые сейчас придумывают работодатели, поток желающих не то что не растет, а заметно сокращается. 

Помните, как в фильме Шахназарова “Курьер” главный герой реагирует на новость что его устроили “посыльным” в издательство —  “с детства мечтал стать «шестеркой»”. Вот этот негативный шаблон восприятия профессии курьера, который устойчиво сохраняется до сих пор (сейчас бы он, наверное, сказал “всю жизнь мечтал работать таджиком”) и нужно менять. В конце концов, уже в Госдуме комитет по труду и социальной политике упоминает курьеров в одном ряду по востребованности с IT-специалистами, учителями, бухгалтерами. А социальное позиционирование застряло в прошлом десятилетии, отставая от рыночной реальности. Скорее всего, скоро все придет к тому, что работа курьером станет чем-то вроде службы в армии в советское время — карьерным “порогом допуска”, трамплином к новым вершинам. И на самом деле, специфика работы прокачивает скиллы, которые потом много, где пригодятся: пунктуальность, стрессоустойчивость, коммуникационные навыки. 

Важно подчеркнуть один нюанс: само выражение “новая нефть” в данном контексте может восприниматься с негативным оттенком, как будто бы люди рассматриваются здесь чисто утилитарно, как топливо для прибыли. На самом деле, это совсем не так, и закладывая новое направление мы учитываем, что сами курьеры получат от его реализации значительные преимущества. Лучшие условия работы, стабильная востребованность, новые возможности для профессиональной реализации — это в чистом виде ситуация win-win, в выигрыше остаются и заказчик и исполнитель. 

В перспективе что-то подобное будет реализовываться и в России: уже сегодня один только Яндекс в одной только Москве выводит ежедневно 7000 тысяч курьеров на смену, и в голове рисуется картины из антиутопии недалекого будущего, когда по городам вообще будут ходить исключительно доставщики, раскрашивая улицы в цвета своих ярких фирменных накидок. Это, конечно, художественное преувеличение, но оно отражает тот факт, что курьеры сейчас — возможно самый недооцененный профессиональный актив, и делая ставку на его развитие в опережающем темпе, Broniboy рассчитывает занять максимально выигрышные позиции в бизнес-забеге на длинной дистанции.